Старайтесь поддерживать постоянное и непрерывное осознавание вашей духовной цели. Осознавание должно быть точно таким же, как осознавание матерью всего, что маленький ребенок делает вне кухни в то время, как она готовит обед. Она непрерывно не наблюдает за тем, что ребенок делает, но в каждый момент она уверена, что ребенок в безопасности. Что отражено во внимании матери, должно также быть отражено во внимании йога.
Нет никакой необходимости постоянно думать: " Это — моя духовная цель, это — мое стремление, это — моя задача". Однако какая-то часть сознания должна непрерывно сохранять внимание к цели. Это убеждение нужно чувствовать. С этим убеждением появляется также ожидание. Если вы должны встретить вашего друга или подругу вечером, то ожидание начинается утром. Вы делаете то, что вы должны сделать, но вы все время с нетерпением ждете, когда вы встретите вашего друга. То внимание к себе, которое йоги стараются пробудить, известно как drashta: свидетель, провидец, наблюдатель. Согласно йоге, для того, чтобы это отношение стало постоянным и длительным, вы должны иметь самоконтроль, вы должны быть способны управлять своим мнением. Сначала chitta vritti nirodha, и затем drashta. Это — один метод.
Другой метод — это bhakta. Bhakta — не преданный, bhakta — тот, кто учится оценивать себя и понимать каков он. Это — принятие себя непосредственно таким, каков я есть, со всеми качествами, ошибками, эксцентричным поведением, положительным поведением, хорошими и плохими мыслями. Это приобретение навыков оценивать себя, принимая ситуации и опыты как часть естественного роста. Везде, где есть рост, должеы быть конфликт и боль. Это страдание может стать декларацией физически, социально, существенно, материально, эмоционально, духовно или психически. Но понимание, что «я прохожу этот опыт», и «я не колеблюсь интенсивностью опыта» — признаки человека, который размышляет. Они — выражения человека, который следует тропой йоги, тропой Тантры. Такое самоприятие или самооценка с глубоким пониманием существования развивают также drashta bhava , являющуюся свидетелем самого себя. Так, если в относящемся к йоге процессе есть управление мнением, тогда аспект drashta пробуждается. В этом тантрическом подходе Вы способны создать качества, уже свойственные Вам, развить drashta аспект.
Конечно, вторая дорожка, хотя и выглядит более простой, намного более трудна и сложна. Когда мы следуем за мнением, есть последовательность, образцы мыслей, образцы опасения и ненадежности, образцы ассоциации, приложения, и привязанность, образцы любви и не любви, образцы мира и агрессии, которые проявляются естественно и спонтанно в нашем мнении. В относящемся к йоге процессе мы можем узнать эти образцы и проследить их до конца. Но в жизни, где мы должны быть естественны и непосредственны, где, вместо того, чтобы следовать прихотям любви и не любви, эмоциям, чувствам и желаниям, мы должны стать знающим больше о естественных качествах, свойственных нам, это становится трудным процессом. Однако, как только вы входите в процесс понимания качеств, которые вы имеете и лелеете, когда применяете эти качества для улучшения вашей личной жизни и социальных взаимодействий, тогда вибрации изменяются.
Посмотрите, какой путь соответствует вам, какой наиболее применим к вам. Ни путь йоги не должен осуждаться, ни — путь bhakta. Но вы должны утвердиться или в одном пути, или в другом, не нужно экспериментирования. Так, внимательное сознание — это то, что должно быть поддержано, не размышляющее сознание, потому что размышление походит на черную дыру, где вас всасывает в это, а внимательное сознание, которое походит на белое отверстие — вы продвигаетесь от этого центра за его пределы.
Именно это руководство Кришна давал Арджуне много раз в Bhagavad Gita: «Выйдите из себя, выйдите из ваших образцов мнения, узнайте вашу дхарму и живите согласно законам дхармы.» Забудьте, что вы — те, кто страдает. Страдание — закон природы. Мы страдаем, когда кто-то закрывается, оставляет нас, мы страдаем, когда мы должны оставить кое-что, некоторую область, некоторое место, некоторого человека, с которым мы сильно сблизились. Страдание — закон жизни. Так что не сосредоточивайтесь на страдании, скорее сосредоточивайтесь на дхарме и расширяйтесь, растите за ее пределы. Но в росте поддерживайте это внимательное сознание. Вы не должны непрерывно смотреть на что-то, чтобы держать свою личную идею или объект в памяти, в центре. Живите естественной, непосредственной жизнью и поддерживайте внимательное сознание, тогда вы можете испытать реализацию йоги в вашей жизни.
Ganga Darshan, 4 декабря 2000