Если мы хотим радоваться жизни сегодня, мы должны забыть о плохих временах вчера. Вопрос в том, можем ли мы применить в нашей жизни этот принцип полностью? Наша память определяется как вритти, паттерны ума. Наши взаимодействия базируются на воспоминаниях того, что случилось вчера, неделю, месяц или год назад, и много раз на впечатлениях того, что случилось целую жизнь назад. Чтобы испытать свободу, надо уничтожить память, а это очень трудно. В своей окончательной форме, память — это бремя, которое привязывает нас к определенному мышлению и поведению, характеру и личности. Все наши действия связаны с личными воспоминаниями. Память — самая высокая форма кармы.
Руководящая память
Йога говорит, что даже память, смрити, должна быть понята и управляема с правильной перспективы. Не так, как впечатления в уме, как образы, или как простое понимание прошлого, а как путь к мудрости. Из каждого опыта мы должны извлечь мудрость, применить этот опыт и оставить в памяти. Это называют чисткой памяти.
Руководящая память — важный шаг в управлении нашим характером и индивидуальностью. Мы — то, чем мы являемся сегодня, мы желаем того, чего мы желаем сегодня, согласно воспоминаниям, которые дали нам некоторое счастье и радость в прошлом. И мы не хотим сегодня встречаться с воспоминаниями, которые не дали нам счастья, радости, комфорта, безопасности и поддержки. Я признаю области, которые ограничили меня от роста в прошлом, и я натолкнулся на эти воспоминания. Я люблю или не люблю человека, потому что я имею хорошие или плохие воспоминания, связанные с этим человеком. Я люблю или не люблю какое-то место, потому что я имею хорошие или плохие воспоминания, связанные с ним.
Можем ли мы отпустить наши воспоминания? Можем ли мы получить мудрость из воспоминаний и отпустить их отрицательное содержание? Если я падаю, то я должен знать, что я не должен падать в следующий раз. Это — мудрость. Если я падаю и решаю: «Нет, я никогда не пойду туда снова, потому что я всегда падаю там», это не является мудростью. Эти вритти, эти модификации ума являются самым трудным, с чем надо справиться, потому что мы цепляемся на наше прошлое, вместо того, чтобы выпустить это и испытывать свободу сегодня. Переживание свободы от прошлого сегодня — это именно то, что йога может помочь нам сделать.
Простое правило — если вы хотите наслаждаться настоящим, тогда вы должны забыть о прошлом. Если вы хотите наслаждаться свободным умом сегодня, забудьте трудности, с которыми вы столкнулись вчера. Применение этого принципа в жизни — цель и карма йогов. Делая только это, вы будете способны понять спектр йоги. Это преобразовывает ум и характер, и ведет от эгоцентричного к самоотверженному состоянию существования.
Различие между эгоцентричностью и самоотверженностью — то, что в первом случае вы являлись центром существования, а в последнем центром вашего внимания становятся другие люди. В первом — это «я», «мое», идентичность эго, индивидуальная идентичность. В другом случае, центр внимания — другой человек. Это не случается немедленно, это занимает время, но вы можете бороться за это. Вы делаете центром вашего внимания себя, когда есть потребность узнать свои личные потребности и желания, но это понимание должно базироваться на правильном действии, размышлении и понимании. Это — принципы человеческой дхармы.
Три принципа дхармы
Вы слышали слово «дхарма» много раз. Дхарма это не религия, или вера. Есть три компонента дхармы. Некоторые люди говорят, что это обязанность, некоторые говорят, что это — обязательство, другие говорят, что это — участие. Они могут быть правы, но я испытал дхарму как наличие трех аспектов: правильное действие, правильная мысль и правильная поведение. Правильное действие базируется на мудрости, знании о том, что является верным и что является ложным, и следование только этому пути. Правильная мысль — это мысль, которую вы признаете как позитивную или негативную, и вы способны поддержать ваш баланс и делать то, что необходимо в соответствующее время в соответствующей манере. Правильное поведение является пониманием различия между конструктивным и разрушительным, и следования по соответствующему пути. Это — дхарма. Когда мы способны следовать по пути дхармы, жизнь, существование, мир становится разнообразным, и затем дхарма становится методом преобразования судьбы.
Есть много измерений кармы. Некоторые люди могут смотреть на нее с физической перспективы причастности, чтобы выполнить желание или потребность. Некоторые могут смотреть на нее с перспективы умственного направления. Кто-то может смотреть на нее с психической и духовной перспективы и говорить: «Это — мой характер». Некоторые люди просто накладывают свои мысли на восприятие других и видят каждого в том же цвете, в то время как другие имеют способность увидеть различие между индивидуумами и увидеть, кто счастлив, а кто угнетен. Кармы могут быть испытаны многими различными способами и формами, но для нашего понимания карма — это наше взаимодействие с жизнью в ее полноте.
Карма йога
Йогический подход состоит в том, чтобы видеть, как мы можем лучше всего ответить на ситуацию физически, как мы можем приспособиться и адаптироваться к ситуации, как мы можем применить нашу силу и мудрость, чтобы сохранять и поддерживать жизнь, как мы можем испытать счастье и свободу, будучи очень поглощенными и вовлеченными, вместо того, чтобы думать: «О, я страдаю из-за моей плохой кармы». Это — наша интерпретация существующего состояния или ситуации, но это — не наша карма. Если мы думаем, что мы имеем плохие времена, то мы можем убедиться, что мы также имеем хорошие времена.
Как мы воспринимаем ситуацию, как мы объясняем себе нашу вовлеченность и участие в жизни — все это очень индивидуально. Но иметь возможность широкого видения всего количества кармы относительно трех принципов дхармы — это карма йога. Почему слово йога добавилось к слову карма? Единственная причина, о которой я могу думать, состоит в том, что это описывает состояние гармонии, которую мы можем принести в нашу жизнь, следуя трем принципам дхармы, и применяя их на каждом шагу, в нашем движении от рождения до смерти.
Цель медитации
Медитация используется, чтобы углубить понимание движения нашего ума, углубить понимание нашего места в жизни, и если медитация не может сделать этого, это — не медитация. Если она используется как инструмент, чтобы скрыться от реальности жизни, это только убегание от жизни. Цель медитации состоит в том, чтобы усилить осознавание, расширить восприятие, понять потенциал творчества, но не в достижении психических сил, сиддх. Это помогает освобождать наш ум от неволи памяти и кармы. Это помогает просвещать наш ум и преобразовывать его. Мы должны смотреть на йогу с этой перспективы.
Перед поездкой в Австралию я имел встречу с Парамахамсаджи, чтобы получить его благословение, и он сказал мне: «В этот раз преподавай им йогу». Я понял, он подразумевал, что до сих пор мы занимались большим количеством асан, пранаям, крии и так далее, но надеялись испытать кое-что прекрасное. Когда он сказал: «В этот раз преподавай им йогу» — это было указание на то, что мы, в действительности, никогда не занимались йогой, мы никогда не подходили близко к духу йоги.
Единство и гармония
В духовных терминах, дух йоги — единство, в терминах здравого смысла, это — гармония. Мы боремся с нашими симпатиями и антипатиями, страстями и желаниями. Мы хотим сделать шаг вперед, но всегда заканчиваем двумя шагами назад. Если мы искренни с самими собой, и спрашиваем, чего мы достигли в ходе нашего изучения йоги сегодня, каков будет наш ответ ?
Кроме внешней социальной идентичности («хорошо, я инициирован, я ношу геру, я могу медитировать и выполнять некоторые асаны») — что еще мы получили? Получили ли мы ощущение полного благосостояния, возможно, не на сто процентов, но, скажем, на десять? Я сомневаюсь. Можем ли мы управлять нашим гневом, когда он взрывается? Нет. Мы не можем управлять нашими расстройствами и беспокойством. Мы унесены силой наших эмоций. Если мы действительно занимаемся йогой, то многие из трудных ситуаций и проблем в жизни не будут затрагивать нас, как это происходило до сих пор. Это наш критический ум всегда смотрит на других людей, пробуя судить то, что они делают, как они ведут себя, как они реагируют. Мы ожидаем, что другие дадут нам сто процентов, но мы — даем ли мы им сто процентов?
Дух йоги
Дух йоги таков: дерево дает плод для других, оно не ест свой собственный плод. Река течет так, чтобы другие могли пить из нее, река не пьет свою собственную воду. Вся природа указывает на это качество, самоотверженности и альтруизма. Мы — символы эгоистической природы. Это — то, где есть несовместимость между нами и природой, между нами и Божественным.
Святыми, мастерами и просветленными существами всех традиций было признано, что мы можем сделать еще один шаг, мы можем сделать этот заключительный шаг. Этот заключительный шаг ведет к гармонии и миру, и поэтому настоящее время сейчас — это время для того, чтобы подумать о том, чего мы фактически желаем в нашей жизни. В промежутке вечности, наша целая жизнь — это даже не одно мигание веком глаза. Восемьдесят или девяносто лет жизни — даже не капля в океане, но мы имеем возможность использовать ее сейчас, чтобы улучшить наш ум, нашу природу и индивидуальность, и стать лучшим человеком. Этот лучший человек признан в различных традициях, как просветленное существо, как человек, который достиг нирваны, освобождения, мокши, и преодолел ограничения своей личности. А эта личность полностью состоит из ума.
Весь ум полностью — это эго, интеллект. Люди говорят, что первоначально мы должны использовать собственные способности, но, в конечном счете, они должны быть оставлены. Шри Aurobindo заявлял много раз: «В начале интеллект был моим другом, но теперь интеллект — барьер, который должен быть превзойден. В начале я был активен, и сделал несколько шагов с помощью моих желаний, но теперь эти желания — барьеры». Итак, как кандидат йоги, как ищущий, вы должны признать, что вы обеспечены инструментами, чтобы стать кое-чем еще, и эти инструменты должны использоваться, чтобы испытать состояние гармонии и мира.
Цель жизни
Мы должны принять решение, санкальпу, положительное подтверждение того, какое направление мы хотим придать нашей жизни. Мы имеем любовно-ненавистнические отношения с жизнью, с нашим семейством и с планетой. Эти отношения ненависти-любви продолжаются дальше и дальше. Можем ли мы двигаться к любви? Если можем, то это будет нашим процессом в жизни. Есть люди, которые двигаются к ненависти. Это — их процесс. Мир полон демонов и Девов. Если вы можете идентифицироваться с качеством Дева, то вы становитесь Девом, и если вы идентифицируетесь с демоническими качествами, то вы становитесь демоном. Выбор ваш. Духовные и йогические традиции утверждают, что качества Дева лучше, потому что они обеспечивают нас возможностью стать едиными со вселенной, слить наш дух с универсальным духом. Это — цель нашей жизни в этом измерении.
Для определения цели является несущественным, как мы живем, принимаем ли мы саньясу или нет, живем ли мы обычной жизнью или нет. Это уместно на некоторой стадии, чтобы обеспечить условия роста, но, в конечном счете, видение цели одинаково важно для каждого из нас. Управление нашим умом и руководство энергиями ума — наш самый большой вызов.
Жизнь в настоящем
Ум, объединенный с сердцем и руками — это кульминация процесса жизни; это единство ума, сердца, и способности исполнять соответствующее действия. Прямо сейчас есть раскол между головой и сердцем, так что они должны объединиться и не только в теории, но также и практически, не только как понятие, но также и как опыт. Поэтому самый большой урок йоги — это необходимость наслаждаться и жить полностью в настоящем. Только делая это, мы можем преобразовать нашу индивидуальность, нашу природу, и иметь творческое, динамическое и оптимистическое представление о себе. Тогда будет испытано чувство благополучия и реализации.
Йога делает нас скромными. Мудрость делает нас скромными. Они — вехи на пути йоги. Если вы чувствуете, что вы не скромны, а высокомерны, знайте, что вы сошли где-то с пути йоги. Если вы можете стать простыми и невинными, то вы находитесь в процессе преодоления собственной кармы и умственных впечатлений, самскар.
Сегодняшний урок — это стараться наслаждаться настоящим с оптимистическим и радостным взглядом на жизнь, пробуя забыть вчерашние испытания и несчастья. Это нужно делать не только один день, а всю вашу жизнь.
Роклин, Австралия, февраль 1999