Наваратри, или девять дней садханы, традиционно празднуется как фестиваль. В течение этого периода, согласно мифу, Шакти (Дурга) одержала победу над темными силам или демонами. Традиционно это — победа Шакти, о которой поминают в течение этих девяти дней. Наваратри отмечают дважды в течение года, первый — в апреле месяце и второй — в сентябре месяце. Для духовных кандидатов Наваратри имеет особенно важное значение, потому что, вследствие совместного повышения уровня веры и преданности людей в эти дни, создается такая окружающая среда, что любая форма духовной садханы или пуджи становится наиболее благоприятной для духовного развития.
История Наваратри имеет также глубокий символический смысл. Согласно мифу, сохранившемуся в доступной нам сегодня литературе, демонические силы в мире получили власть и подчинили божественные силы. Все Божества собрались вместе и молили о мукти, об освобождении мира от этих демонических сил. Тогда Шакти Шивы приняла форму Махашакти, имя которой — Дурга, в ее множестве проявлений и форм. Дурга, созданная мощью и качествами Бога, боролась против демонов и победила.
В нашей собственной жизни мы часто чувствуем, что отрицательные качества или тенденции пересиливают в нас наше врожденное совершенство. Поэтому наше совершенство проявляется, зараженное тем цветом, который оно впитало из отрицательных качеств. Когда совершенство проявляется таким способом, оно становится эгоистичным качеством. Например: хотя люди часто говорят о сострадании и любви, эта любовь — не универсальное чувство для каждого. Чаще всего, чувство любви и сострадания в людях окрашено побуждениями, которые являются эгоистичными, личными и индивидуалистическими.
Так, хорошие качества всегда окрашиваются гунами. Отрицательные черты, кажется, имеют больше власти во внешней жизни, потому что проявленный мир — процесс уходящего опыта. Связь направлена наружу. Весь спектр жизни приспособлен к взаимодействию с внешним миром имен, форм, мыслей и целей, в пределах границ времени и места. Отрицательные или ограничивающие тенденции препятствуют нашему росту и выражению нашего положительного характера в проявленном мире.
Человеческая жизнь имеет специфическое качество и характер, который является постоянно подчиненным влияниям пракрити, майя и трех гун. Под влиянием пракрити все существа действуют определенным способом. Под влиянием пуруши все существа действуют другим способом. В пракрити, в майя, преобладают гуны. В пуруше преобладают божественные, самосветящиеся качества. Когда человек обременен влиянием пракрити, что выражается в форме тяги, желания некоторого статуса для себя, тогда самосветящиеся и божественные качества становятся подавленными, потому что их характер не должен хотеть, но давать. Так что есть конфликт между желанием получить и желанием отдать, между самопобуждением и универсальным побуждением.
Это — борьба между демонами и Шакти. Их называют демонами только для того, чтобы мы лучше поняли смысл ограниченности или отрицательного характера специфических чувств, мыслей, желаний и т.д. Шакти, или Дурга, сила преобразования, снова перенаправляет эти ограниченные выражения жизни к цели положительного развития. Именно это положительное развитие известно как победа Дурги. 32 имени Дурги представляют собой преобразование сознания от ограниченного, отрицательного, к возвышенному уровню. Эти 32 имени проясняют, что именно случается, когда сознание меняется и принимает форму другого, более возвышенного и тонкого сознания.
Поэтому Наваратри имеет такое важное значение. В течение девяти дней садхаки создают в себе изменения, для чего объединяются в совместном усилии следовать за определенной духовной дисциплиной. Садхака в начале получает набор инструкций о том, как заниматься, как ухаживать за собой, какой дисциплины придерживаться. Это известно как Наваратри ануштхана.
Хари Om Tat Sat.