Вы спросили меня, почему Парамахамсаджи позвал вас для даршана. Я уверен, что вы все выберете причину в соответствии с вашими собственными мыслями, соображениями, верованиями и восприимчивостью. Вы пробуете разобраться в сфере, которая является фактически передачей от сердца, не передачей от ума.
Внешне может быть много причин, почему Парамахамсаджи пригласил вас. Одна причина могла состоять в том, что вот уже пять лет, как он закончил свою панчагни садхану, садхану пяти огней. В высших ведических традициях «пять огней» — это огни, которые горят во внутреннем мире в форме гнева, привязанности, страсти, желания, эго и т.д. Люди постоянно сжигаемы этими огнями. Так было заявлено в священных писаниях, более определенно в тантрической, чем в ведической традиции, что те люди, которые ушли за пределы ума, могут подчинить себе пять огней, внутренних и внешних, и управлять элементами природы.
В процессе панчагни садханы тело, в конечном счете, преобразовывается в свет. Садху и свами обычно идентифицируются с огнем больше чем с любым другим элементом. Вы найдете совсем немного садху, которые идентифицируются с землей, потому что земля имеет очень сильное притяжение или напряжение для муладхары. Вы найдете очень немногих садху, которые идентифицируются с водой, потому что вода никогда не устойчива; она всегда течет сверху вниз. Это представляет преобразование божественной природы в мирское проявление природы.
Очень немногие садху и свами идентифицируются с воздухом, потому что воздух никогда не устойчив, и становится столь же обширным, как небо — последняя стадия бесконечности. Все садху, с начала традиций, поклонялись огню. При этом они не исходили из некоторой мистической или религиозной веры, но из того, что огонь — единственный элемент, который в сущности своей является чистым, люминесцентным, теплым, ярким. Огонь имеет способность потреблять все и оставаться незатронутым. Так, в саньяса традиции, огонь или пламя вообще видятся, как символ духа. Как только вы идентифицируетесь с природой, с символом духа, тогда полная идентификация помогает превзойти физическое, материальное измерение.
В течение прошлых пяти лет Парамахамсаджи только приспосабливал себя к той садхане, которую он выполняет теперь. Это была репетиция для большей садханы, которая должна появиться. Мы не знаем, какова будет новая садхана . Есть вероятность, что Парамахамсаджи возьмет санкальпу не видеться ни с кем в течение некоторого времени. Это могут быть три года, десять лет, пятнадцать лет. Эта санкальпа будет в соответствии с его выбором. Так как люди знают, где он находится, они пытаются проникнуть туда всякий раз, когда появляется такая возможность, и это тревожит его. Хотя он не видит никого, тем не менее, волнение есть. Итак, другая причина, почему он позволил вам этот даршан, может быть, заключается в том, чтобы успокоить ваши умы, с тем, чтобы он еще раз смог изолировать себя и войти в более глубокую садхану.
Чтение обстановки
Парамахамсаджи всегда имел способность почувствовать и оценить обстановку в мире, он инстинктивно реагировал на требования обстановки, настраиваясь на потребности сегодняшнего дня жизни. Даже его желание, его миссия преподавать йогу происходили из-за потребностей, с которыми человечество могло столкнуться в будущем, потому что тридцать лет назад никто, даже в Индии, не принимал йогу настолько, насколько мы принимаем ее сегодня. По сути дела, я могу сказать, что в Индии было еще большее сопротивление йоге, чем это было в других странах. Зарубежные страны могли рассматривать йогу как физическую или умственную практику. Однако в Индии, люди идентифицировали йогу с чем-то мистическим, что изолирует их от общества, а изолированным не хотел быть никто. Но Парамахамсаджи был провидцем и он был способен оценить потребности людей в будущем. Он интуитивно работал для распространения йоги, и теперь он должен видеть потребности другие, нацеленные на людей будущего общества.
Фактически это было также и моим опытом. В этом году, впервые через одиннадцать лет, я путешествовал за пределами Индии и заметил большое изменение в менталитете. В Австралии или Европе люди, которые когда-то обращались к йоге, как к физической системе, теперь рассматривают йогу вне понятий тела.
Без сомнения есть много людей, все еще привлекаемых хатха-йогой и раджа-йогой, но есть растущий интерес к более глубокому аспекту йоги, которая не ограничена только областью физического. Я почувствовал очень настоятельно, что люди нуждаются в более ясном руководстве, которое помогло бы им все больше понимать и использовать свои внутренние возможности. Не способности в форме сиддх, или психических сверхвозможностей, но нормальных ежедневных человеческих качеств типа заботы, милосердия, поддержки, понимания и стремления быть в мире с собой и с другими.
Любовь, привязанность, сострадание и преданность
С прошлых пяти лет я заметил, что в садхане Парамахамсаджи демонстрировалось понимание того, как включать качества любви, привязанности, сострадания и преданности — очень тонко приводящие к центру деятельности. Своим собственным примером он преподает нам, как развить эти четыре качества, с тем, чтобы мы могли быть больше в мире с собой, и быть более творческими в нашей жизни. Когда мы говорим, что надо развивать любовь, развивать сострадание, развивать это, развивать то, всегда возникает вопрос: «Как нам сделать это? » Любовь, которую мы выражаем теперь, не достаточно ли этого? Привязанность или сострадание, которое мы выражаем теперь, является ли это недостаточным? Даже в самих этих выражениях мы склонны отражать наше эго, наши пристрастия, амбиции и желания, и чистота качеств никогда не испытывается. Скорее, мы больше беспокоимся об этом, что уводит нас от чистоты дальше и дальше. Мы наблюдаем слишком большую идентификацию с эго.
Как часть нашего обучения, я полагаю, что Парамахамсаджи, будучи примером, будучи символом, стремится показать нам, как именно мы можем вырастить эти качества в самих себе, так, чтобы, в конечном счете, мы могли сделать этот мир лучшим местом для себя и для будущих поколений. Итак, если вы сможете взять то, что он пробует дать вам на тонком уровне, вы увидите, что это очень похоже на сказанное мною. Я не собираюсь говорить, что это будет именно так, ведь это мое понимание и чувство; ваши могут отличаться. То, что я вижу, соответствует моему характеру, то, что вы получите, будет соответствовать вашему характеру.
Мы идентифицировали и связали себя эмоционально с наличием того человека или представлением того состояния, которого мы хотим достигнуть в жизни. Мы идентифицировались с телом, образом, понятием. Я чувствую, что теперь он пробует заставить нас идентифицироваться с сущностью, которая была наблюдающей все это время. Как он говорит: «Не смотри на тело, но смотри на силу, которая держит это тело в определенном направлении, на определенном пути, и отождествляйся с той силой, а не с этой индивидуальностью».
Бог, как универсальная сила, имеет два полномочия. Одна — майя, которая отдаляет нас от природы Бога, и другая — бхакти, которая устремляет нас ближе к природе Бога. Многие из нас принимают саньясу из-за силы майи. Но саньяса предлагает возможность, поэтому даже при наличии у вас амбиции в качестве движущей силы, в то же самое время вы знаете, что есть более высокая сила, руководящая вами. И когда приходит понимание той более высокой силы, тогда начинается процесс бхакти.