Техника hamsa dhyana ведет нас в другой более глубокий аспект pratyahara. Что является hamsa dhyana? Принципы и методы йоги были упомянуты в большей части различной литературы Тантры, Vedanta и Samkhya. Техника hamsa dhyana принадлежит Веданта йоге. Есть целая Upanishad, посвященная теории и понятию этой медитативной практики. Название этой Upanishad — Hamsa Upanishad, которая есть только на Санскрите, на английский язык не переведена.
Цель техники hamsa dhyana, приведенной в этой Upanishad состоит в том, чтобы направить сознание внутрь и испытать истинную природу жизни, природу бытия. Я уже упомянул, что есть два процесса, или уровня опыта: один — процесс становления, и другой — существования. Все мы проходим процесс становления. Мы имеем перед собой цель, устанавливаем наше внимание на ней и работаем над ее достижением. С помощью sadhana мы развиваем усилие, намерение, посвящение, преданность и убеждение. Другой процесс — это существование, в котором мы испытываем, каковы мы. Понимание этого состояния развивается после того, как мы стали этим. Техника hamsa dhyana стремится развивать понимание состояния существования, ведя нас через процесс наблюдения и понимания глубже в ahamkara, аспекты жизни. Мы склонны забывать, что относящиеся к йоге методы стремятся к познанию и уравновешиванию различных koshas или измерений. От физического измерения, annamaya kosha, мы двигаемся в умственное измерение, manomaya kosha, игнорируя праническое измерение, pranamaya kosha, и игнорируя более глубокие области ума. В системе пратьяхара каждое измерение, каждая kosha, должна быть испытана и пробуждена.
Аспект нашей индивидуальности, которую мы пробуем гармонизировать через технику hamsa dhyana — это эго, ahamkara. Идентичность с эго, 'я'-идентичность, является положительной и также отрицательной. Когда это 'я'-идентификация проявляется в форме отрицательной энергии или силы, тогда мы становимся привязанными к миру чувств. Когда 'я'-идентичность проявляется положительным образом, тогда мы становится свободными от неволи грубой, материальной вселенной и обнаруживаем истинную природу эго. Истинная природа эго живет с абсолютным осознаванием действий и реакций, живет без борьбы с тремя гунами (тремя качествами или признаками, которые управляют нашей жизнью), живет в гармонии с космическими энергиями. Это — реализация положительного аспекта эго, которая является целью hamsa dhyana. В Hamsa Upanishad описно много методов. Одна техника очень похожа на практику ajapa japa, в ней дается осознавание дыхания с мантрой. Мантра или звуковая вибрация стали основой этой техники. С помощью мантры мы можем пробудить бездействующие области нашей психической индивидуальности, таким образом, расширяя ум и освобождая энергии, которые в настоящее время не полностью активны. Так что первая стадия hamsa dhyana пробуждает психическую индивидуальность.
Вторая стадия hamsa dhyana обнаруживает отношения нашей психической индивидуальности и проявленного мира. Психическая индивидуальность — vijnanamaya kosha, четвертое измерение. Психическая индивидуальность взаимодействует с внешним миром многими различными способами. Эти различные пути выделены в четыре категории: (i) сил, качества и способности, который мы используем в жизни, чтобы подняться вверх по лестнице; (ii) слабостей, которые являются также свойственными нашей жизни и которые ограничивают человеческий творческий потенциал от его полного проявления ; (iii) амбиций, желания, которые ведут нас, чтобы испытать выполнение и удовлетворение, даже при том, что они являются преходящими и временными во внешней, мирской жизни; (iv) потребностей, который мы должны выполнить, чтобы испытать абсолютное здоровье, гармонию и энергичность полной индивидуальности. Все действия нашей психической индивидуальности попадают в эти категории. Наблюдение проявленных сил, слабостей, амбиций и потребностей становится второй частью hamsa dhyana. Мы называем это принципом SWAN: Сила, Слабость, Амбиция и Потребность. Этот принцип принимает различную форму и различный опыт в различных ситуациях и обстоятельствах. Эмоционально принцип SWAN проявляется одним способом, социально иначе, в семейной среде иначе, и относительно наших духовных потребностей иначе. Духовная сила отличается от эмоциональной силы и от социальной силы. Духовная амбиция отличается от материальной амбиции. Духовная потребность отличается от материальной потребности. Духовная слабость отличается от умственной слабости. Есть различные реакции, которые случаются на различных уровнях.
Третий аспект hamsa dhyana должен развить понимание этих реакций, идти в источник этих реакций, которым является эго, и согласовывать различные аспекты эго. В этой стадии есть признание и гармонизация принципа эго. Согласно философии Samkhya , полное сознание работает в четырех планах: manas, buddhi, chitta и ahamkara.
Manas — взаимодействующий ум. Взаимодействующий ум — мирской ум, ум грубый, который использует свою рациональность, эмоции и силы интеллекта, чтобы иметь отношение, функционировать и выживать в проявленном измерении.
Buddhi не является только интеллектуальным и аналитическим. Скорее он также имеет компоненты нелинейного, интуитивного мышления и творческих артистических способностей, которые проявляются не только во внешнем, грубом мире, но и которые могут также связать нормальное человеческое выражение с необыкновенным опытом.
Chitta также имеет свой собственный интеллект, чувства и рациональность. Это — не только состояние наблюдения или познающих или сохраняющих впечатлений. Chitta — полная единица. Не только chitta, но и каждый аспект этого большого сознания объединяет аспекты различных уровней, и они функционируют по-разному. Знание chitta имеет отношение больше с психическими, бессознательными опытами жизни. Ahamkara, последний аспект сознания, принцип эго, также имеет комбинацию чувств, мыслей, понимания и памяти. Но это не функционирует в проявленном мире; скорее это функционирует больше на космическом, необыкновенном, тонком плане. В процессе постепенного перехода от внешнего мира и внешних опытов к развивающемуся пониманию внутреннего мира и внутренних опытов, мы должны иметь дело с ahamkara. Как мы признаем и понимаем характер, принцип и функции ahamkara? Соблюдая принцип SWAN, который проявляется в настоящее время в нашей жизни, и делая попытку идти в источник, который находится в измерении эго.
В следующей стадии hamsa dhyana мы узнаем инстинкты, которые управляют и направляют деятельность человека. Йога говорит, что есть четыре главных инстинкта. Первый инстинкт — ahara, жаждущий удовлетворения, продовольствия, питания, которые могут быть физическими, умственными, эмоциональными и духовными. Второй инстинкт — nidra, отсутствие сознательного аспекта в физических, чувствительных, умственных и эмоциональных действиях. Третий инстинкт — bhaya, страх неизвестного, не отпускающий существующих условий, с которыми мы идентифицируемся, и боязнь изменения, которое может изменить нашу индивидуальность и заставить нас потерять контроль над нашим существом. Четвертый инстинкт — maithuna, сексуальный аспект, исконный инстинкт, стремление породить, стремление оставить впечатление в жизни, которая признана как моя собственная, стремление умножиться и поддержать некоторую форму непрерывности.
В конечном счете, через практику hamsa dhyana, достигается стадия интеграции, в которой различные уровни индивидуальности (инстинктивная, эмоциональная, умственная и психическая) способны функционировать и координироваться гармонично. Фрагментированные аспекты человеческой индивидуальности, которые препятствуют и ограничивают творческий потенциал, постепенно объединены и укреплены, создавая более положительные каналы выражения. Этим способом практика разворачивает новое видение себя и жизни, опыт внутреннего единства и самоприятия, которое не затрагивают внешние изменения или влияния.
Свами Ниранджанананда Сарасвати