Сегодняшняя тема «Йога и образ жизни». Вы должны понимать слово «образ жизни» в его правильном контексте. Что значит образ жизни? Образ жизни и распорядок в жизни это две разные вещи. Распорядок — это то, что вы делаете на ежедневной основе, а образ жизни — это то, как вы живете.
Вы просыпаетесь в четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять или десять часов. Это ваш выбор и ваш режим. Вы едите завтрак в то время, которое хотите, идете на работу в то время, которое установлено, возвращаетесь обратно в определенное время, занимаетесь вашими делами в определенное время. Это ваша рутина, но не образ жизни.
Определение образа жизни
Образ жизни — это выражение вашей личности, черт характера и вашего нрава. Если ваши личность, черты характера, нрав и привычки способствуют достижению мира, удовлетворенности и процветанию, и если они способствуют развитию вашей духовной осознанности, тогда вы проживаете идеальную жизнь. Однако, если вы обнаруживаете, что выражаете нечто противоречащее вашим внутренним устремлениям, вам нужно изменить ваш образ жизни, потому что образ жизни — это выражение зрелости ума и эмоций.
Как вы живете, как вы действуете в этом мире, как вы реагируете на различные ситуации — все происходит вследствие внутреннего качества и силы. Эти внутреннее качество и внутренняя сила находятся в уме. Вы становитесь тем, о чем думаете. Однако, и думание и становление должны быть синхронизированы друг с другом.
Становление и пребывание
Банан не может подумать «Я могу стать апельсином» и стать апельсином. Лимон не может подумать «Я могу стать яблоком» и стать яблоком. Нет. Существует разница между думанием и становлением, хотя у людей есть способность стать тем, о чем они думают. Это единственная разумная форма жизни в природе, которая имеет эту способность: стать тем, кем они хотят быть. Поэтому в жизни человека происходят два процесса: первый — это становление и второй — пребывание. Сначала вы становитесь, а затем пребываете.
Процесс становления усваивает новые качества в жизни, а пребывание — это выражение лучшего, что вы должны предложить. Становление — это садхана, пребывание — это выражение. Становление — это Мунгер, пребывание — это Рикхия. Поэтому Шри Свамиджи говорит: «Прежде чем вы придете в Рикхию, проведите время в Мунгере». Становление и пребывание являются двумя проявлениями миссии Шри Свамиджи.
Здесь в Мунгере вы должны тяжело работать и противостоять сами себе, трансформировать себя и преодолевать недостатки. Там в Рикхии вам нужно лишь быть: наедине с окружающей средой, наедине с духом и наедине с энергией этого места, это все. Существует два аспекта миссии Шри Свамиджи. Нет ничего более важного или менее важного. Ни первое не является более важным или менее важным, ни второе не является более важным или менее важным; они оба дополняют друг друга.
Мы говорим об образе жизни и вот его процесс: первым делом вы проходите процесс становления через трансформацию, затем вы пребываете, проживаете эту творческую экспрессию. Это конструирует образ жизни. Образ жизни — это выражение черт характера, привычек, природы и нрава вашего внутреннего я, что известно, как «Личность».
Йога и образ жизни.
Личность формируется не только друзьями, семьей, обществом и культурой, религией и верой, этикой и моралью, которые приняты в окружающем вас мире, не только образованием и средой, в которой вы родились и живете. Личность создается также при помощи шести энергий Пракрити, которые строят вас, когда вы рождаетесь в этом мире и для этой жизни.
Названные шесть энергий Пракрити одновременно и сковывают вас, и дают освобождение. В нашей традиции они рассматриваются как друзья и враги. Когда они вас связывают, то становятся врагами. Когда они освобождают — становятся друзьями. В реальной жизни это выглядит по-другому. Когда мы рождаемся, они с самого начала участвуют в формировании и построении нашего тела и нашей личности.
Кто эти шесть друзей? 1. Кама — страсти, желания, навязчивые идеи. 2. Кродха — мотивы, агрессия, динамика. 3. Лобха — жадность. 4. Моха — увлеченность. 5. Мада — высокомерие, комплекс превосходства. 6. Матсарья — зависть к другим людям. Это — шесть качеств гуны тамаса, которые определяют качество ума человека, находящегося в этой гуне. Они становятся друзьями ума и выстраивают его, а также и саму личность в соответствии со своими свойствами. То, как вы выражаете себя в жизни, это то, что они дали вам в качестве исходных данных. Ваши мысли, амбиции, восприятие и способы взаимодействия — все управляется ими. Они становятся вашей природой и вашей личностью. Затем наступает время, когда шесть друзей и ум соединяются вместе, в результате чего вы забываете Высшее Я, высшую природу и высшие качества. Однако, порой происходит так, что цветок распускается и в пустыне. При этом устанавливается связь между умом и духом, и тогда вы понимаете: «Вещи, которые я считал своими и гордился этим, на самом деле наносят ущерб моему росту и препятствуют моему развитию. Те вещи, что сделали меня тем, чем я являюсь сегодня, на самом деле являются моими врагами, удерживающими меня во власти страдания, желаний, васан, и не позволяют мне ощутить свободу и красоту — истинную цель жизни».
Для достижения гармоничной жизни применяется Саньяма (Sanyam). Здесь наши шесть друзей уже рассматриваются как шесть врагов. Через процесс Саньямы вы контролируете шесть врагов таким же образом, как вы могли бы управлять лошадьми, удерживая вожжи в своих руках. Конечно же, если вы отпустите вожжи, то вы уже не сможете предсказать, как и куда помчится лошадь, поскольку вы утратите контроль над ней.
Таким же образом посредством Саньямы вы обуздываете эту шестерку: Кама, Кродха, Лобха, Моха, Мада и Матсарья. Они не исчезают, т.к. являются частью вас, но теперь через Саньяму удерживаются по вашей воле. Ничто не исчезает в этой жизни, привычки и черты характера не пропадают, но их можно направлять, контролировать, изменять, преобразовывать и трансцендировать (выходить за их пределы). Это и есть цель йогического образа жизни.
Йогический образ жизни не определяется тем, сколько часов вы практикуете асаны и медитацию. Это не имеет значения. Йогический образ жизни — это концепция проживания гармоничной и правильной жизни.
Свами Ниранджанананда Сарасвати, глава Бихарской Школы Йоги.
Всемирная Конвенция Йоги, октябрь 2013 г., Поло Граунд, Мунгер