Могут ли сосуществовать любовь и страх?
Любовь и страх сосуществуют так же, как сосуществуют солнце и тень, подобно игре ночи и дня. Если кто-то выражает качество любви, возвышенной или мирской, проявится также и страх, который является результатом этой любви. Всегда будет любовь и страх, пока люди держатся за общепринятое определение любви — как формы привязанности. Когда в вашей душе возникает любовь к кому-то или чему-то, по ассоциации возникает та или иная форма привязанности, форма желания, и привлекательность объекта становится все более и более сильной. Именно таким образом, как естественный результат, создаются привязанность и страх.
Если вы хотите быть свободным от страха, связанного с любовью, то определение любви должно измениться. Люди не знают, как любить, потому что сознание удерживается на уровне муладхары. Хотя любовь и существует, она окрашена муладхарой и подвержена ее влиянием, которое выражается в желании стабильности и безопасности. Когда вы оставляете уровень муладхары и пребываете в свадхистане, любовь окрашивается в другой цвет. Когда вы поднимаетесь до манипуры, цвет любви изменится снова, становясь более агрессивным и динамическим. Страх неизбежен, пока выражение любви происходит на уровнях муладхары, свадхистаны и манипуры.
Реальное изменение чувствуется только тогда, когда сознание поднимается на уровень анахаты, и вы соединяетесь с положительным выражением любви. Любовь — это качество, а не желание; это внутренняя природа человека. Так же, как каждый элемент имеет характерные ему качества, свой характер, который он выражает оптимально, так и любовь имеет свои качества. На уровне анахаты любовь выражается по-другому; она становится состоянием, а не желанием.
Стхитапраджна — другая форма любви, где мудрость преобладает над потребностями и желаниями. В этой любви человек испытывает мир и счастье. Она течет через чувства, становится энергией и излучается. Эта любовь может заставить людей забыть их собственную инстинктивную природу. Предания рассказывают, что в ашрамах древней Индии тигры и овцы забывали свою естественную враждебность и пили вместе из одного водоема. Все естественные страхи были ослаблены окружающей средой чистой любви. Цель бхакти йоги — создать любовь чистую, приподнятую над обыденностью и сосредоточенную, избавляя от страха и вины и обеспечивая концентрацию и направление для эмоций. Когда любовь, как говорят, происходит из высших уровней, она становится реализованной. Мы принадлежим миру, потому что наши ассоциации и отождествления — с миром. Вы можете дать кому-то вашу мудрость — лучшее, что вы можете, но что вы при этом получите, будет зависеть от уровня сознания другого человека, а это сознание может быть ниже или выше вашего. Когда вы идентифицируетесь с любовью, которую получаете от кого-то, тогда ваше собственное сознание продвинется вверх или вниз — к их уровню. Любовь — не просто акт даяния, она — также и акт получения. Когда вы даете любовь, вы получаете любовь, и когда вы получаете любовь, ваш ум приспосабливается к характеру получаемой любви. Но обмен случается на очень поверхностном уровне.
В бхакти йоге основное внимание уделяется направлению наших эмоций, причем стараться создать спонтанное выражение любви при взаимодействии с проявленным миром. Парамахамсаджи сказал, что эмоции чисты, подобно хрустальному шару. Хрустальный шар не обладает собственным цветом, он прозрачен, но если его положить на цветную ткань, он примет цвет ткани. Таким же образом, когда наши эмоции входят в контакт с различными людьми и объектами, они окрашиваются в их цвета.
Если ваша эмоция привязана к деньгам, эта эмоция будет идентифицирована, как жадность. Если ваша эмоция становится привязанной к противоположному полу, она будет страстью.
Бхакти йога — очень мощный инструмент для генерирования и выражения любви без границ — вселенской любви. Но процесс бхакти йоги, хотя и кажется простым, на практике чрезвычайно сложен, потому что вам следует перестроить существующий характер человека и так перенаправить течение всех сил, чтобы они сходились в одной центральной точке. Эту точку можно назвать Богом, силой создания; ее можно назвать Гуру, энергией, которая удаляет невежество и темноту; ее можно назвать любовью, прем. Буквальное значение слова «прем» — оценить что-то и идентифицироваться с чем-то, предельно сильно и безмолвно. В этой идентификации заключается абсолютный мир. Нет места даже появлению желания. Это — состояние удовлетворенности, цельности и реализации. Но для того, чтобы достичь этого состояния, должны быть достигнуты базовые изменения в отношениях, верованиях и в выражении любви, в направлении на очищение себя. Все эти области скрыты в бхакти йоге.
Процесс бхакти йоги так же прост, как просты процессы хатха йоги, раджа йоги или крийя йоги, но цель весьма отличается от процесса. Цель хатха-йоги — очищение и достижение гармонии тела. Понятие гармонии тела весьма сложно, но процесс прост — асана, шаткарма и т.д. Цель раджа йоги — самоуправление; процесс — яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхиана и самадхи. Цель кундалини йоги состоит в том, чтобы пробудить бездействующий потенциал; процесс — чакры, мантры, янтры и т.д.
Цель бхакти йоги состоит в том, чтобы идентифицироваться с чистым характером эмоций, любви и духа. Процесс — через киртан, молитву, обожание, созерцание, молитву и т.д. Но эти преобразования должны произойти в той области нашей личности, которая еще не была нанесена на карту. Так, в бхакти йоге есть девять стадий и нужно суметь достигнуть каждой стадии, испытать ее и сжиться с ней.
Первая форма бхакти — столкновение с той правдой, которая свойственна вам. Хотя это утверждение звучит просто, что оно действительно означает? Все мы носим различные виды масок, которые мы надеваем, чтобы соответствовать своему представлению о себе. Каждая маска проецирует нас вовне в разное время по-разному, скрывая наш истинный характер. Открытием правды является учиться жить без маски, так что после исчезновения всех масок вы сможете обнаружить, кто вы и каков ваш реальный характер. Это — первое достижение бхакти.
Идентификация с позитивными и возвышенными качествами божественности — вторая форма бхакти. В индийской традиции люди определили качества, которые должны существовать в йогине, святом или реализованном существе. Например, джайнизм имеет очень ясные определения того, как узнать, когда человек стал арахантом, просветленным, и какие условия должны быть для этого выполнены. В конце концов, если люди говорят нам, что Бог внутри и может быть понят, тогда после реализации, которая заставила бы нас идентифицироваться с божественной природой, и мы имели бы тот же самый потенциал — как Бог, но в микрокосмическом, не в макрокосмическом уровне. Так, во второй форме бхакти мы идентифицируемся с качествами божественной природы, и они появляются в нашей жизни.
Чтобы произвести на кого-то впечатление, даже самый нечестный человек способен вести себя в очень дипломатичной и изысканной манере. Тем же самым способом, чтобы испытать транцендентальную природу, тот же самый человек может приспособиться и адаптироваться, чтобы выразить божественные качества. Через идентификацию с этими качествами будет происходить идентификация и понимание характера Бога, и может состояться преобразование всей личности.
Третья форма бхакти — последовательная приверженность обучению, данному Гуру, просвещенным мастером, следование ему с невинностью и простотой, следование его шагам искренне без наложения в процесс обучения ваших собственных идей и верований. Когда вы пробуете регулировать и приспосабливать обучение, чтобы удовлетворить ваши собственные потребности, тогда обучение становится несоответствующим. Но когда обучение происходит в духе изучения, чтобы улучшить качество жизни, тогда оно становится единственно возможной личной философией, образом жизни.
Четвертая форма бхакти — быть осознающим чудо славы Бога без манипуляций или околичностей. В этой форме бхакти мы учимся принимать действительность такой, какова она есть. Наша обычная склонность состоит в том, чтобы пробовать регулировать действительность, чтобы удовлетворить нас. Летом мы стараемся делать нашу окружающую среду прохладной; зимой хотим сделать ее теплой даже при том, что страдание от небольшого количества высокой температуры летом и холода зимой делает тело сильным. Так осознайте славу действительности и учитесь принимать ее как продолжающийся процесс. Каждый шаг жизни — чудо в своем роде.
Святой Иоанн Креститель сказал: «Я клянусь Богом, я умираю каждую ночь». Это — одно чудо, а факт, что вы пробуждаетесь утром — другое. Факт, что вы можете изучать вещи — еще одно чудо, а то, что вы можете осознать каждый момент жизни, поскольку он проходит, это другое чудо. Мы не живем только в механическом мире, в мире часового механизма. Есть также способ ответить непосредственно на удивительные выражения каждого измерения жизни. Мы узнаем о них, и мы живем, будучи управляемым ими, и принимаем ту действительность.
Пятая форма бхакти — воспоминание имен Бога, природы Бога и мудрости Бога, с абсолютной верой. Вера — естественный результат приятия. Однажды появилась вера, тогда воспоминание о ней будет следовать, это воспоминание явится ключом к открытию вашей связи с вашим космическим «Я». Золото взято из земли, очищено и превращено в ожерелье, которое вы носите. Хотя первоначальный вид изменился, сущность является золотой. Если это ожерелье вы уроните в унитаз, вы цените его достаточно высоко для того, чтобы опустить вашу руку, достать его, отмыть и носить снова. Другими словами, вы должны оценить воспоминание Бога, и быть готовы вытащить это воспоминание из любой ямы, в которую вы можете его уронить.
Вопрос — только сжатая энергия. Если бы мы были способны изучить молекулярную структуру любого объекта, мы нашли бы атомы, электроны, протоны и нейтроны, которые перемещаются определенным образом. В центре мы нашли бы вибрирующее ядро. Везде, где есть вибрация и движение, должна быть частота и поэтому должен быть звук. Мантры представляют эту вибрацию, эту частоту, этот звук. Итак, пятая форма бхакти использует мантры, чтобы идти глубоко в ум и сознание без любой идентификации с интеллектуальным умом или внутренним опытом, и сохраняет связь с верой.
Шестая форма бхакти — скромность и милосердие, они являются внешним выражением жизни, которой вы живете и выражаете вашу человеческую дхарму. Йога известна как сдержанное выражение. Когда мы не сдержаны, это означает, что наши действия не имеют ясного управления и не имеют реальной цели. В йоге понятие сдержанности не означает сдерживаться, оно означает иметь цель, направление, мотивацию и ясность в совершении своих поступков. Умное, обдуманное действие совершается тогда, когда вы ограничиваете привычные склонности ума, фокусируетесь на одной вещи и выполняете ее.
Дхарма вообще определяется по-английски как долг, обязанность или обязательство, но реальное значение дхармы — отношение, менталитет, образ жизни, который вы способны поддержать и который помогает повышать качество вашей жизни. Есть три главных компонента дхармы: соответствующее размышление, соответствующее поведение и соответствующее действие. Дхарма означает совершение того, что является соответствующим, что является управляемым мудростью. Таким образом, шестая форма фокусирует и выполняет вашу человеческую дхарму, выполняя соответствующее действие в наиболее благоприятной манере.
Седьмая форма бхакти — способность видеть божественное во всем, понимание того, что божественная искра существует в каждом аспекте Мироздания. Жизнь в этом теле — выражение Бога. Движение ума — выражение Бога. Зелень в листе травы, текучесть воды, тепло огня — все это выражения Бога. Насекомые, неодушевленные объекты, элементы — все являются его функциями и выполняют свою роль в общей схеме Мироздания, которое осуществляется в соответствии с космической волей. Понимание, что Мироздание в целом является выражением божественного желания, а также способность чувствовать во всем трансцендентальную природу — седьмой аспект бхакти.
Удовлетворенность — восьмая форма бхакти. То же самое понятие — вторая нияма в "Йога Сутрах» Патанджали. Когда вы довольны, вы удовлетворены, и не видите промахов или ошибок других. Когда удовлетворенность становится доминирующим качеством, жизнь становится чистой, полной. Такая жизнь не нуждается ни в чем, и к ней нечего добавить. Когда вы удовлетворены, тогда достигнута внутренняя стабильность, и не возникает никакого желания выгоды, никакого опасения относительно потери; вы только в себе.
Стремление к выгоде укрепляется, когда есть высокомерие. Когда вы не можете поступать соответственно своим желаниям и недостаточна уверенность в себе, наступает депрессия. Удовлетворенность наступает, когда вы естественны. В этом случае внешне вы сосредоточены и уравновешены и в случае победы, и в случае поражения. На психологическом уровне ваш ум должным образом согласован и ни к чему нет никакой неприязни. Вы не видите недостатков или ошибок. Каждый выражается, согласно своего уровня развития. В школе дети ведут себя согласно тому классу, в котором они находятся. То же самое в мире. Каждый из нас находится в своем классе, и степень нашей зрелости соответствует классу, в котором мы находимся. Достижение баланса в выражениях ума, культивирование чувства внутренней удовлетворенности и приобретение опыта полноты — восьмая форма бхакти.
Девятая форма бхакти: 'Да будет воля твоя, но не моя.' Это финал, отпускающий индивидуальность, когда вы становитесь инструментом Бога, который играет на этом инструменте. Вы должны стать пустыми. Радха когда-то спросила Кришну: «Почему ты любишь свою флейту больше, чем меня?» Кришна ответил: «Целый мир знает, что я люблю тебя. Почему ты об этом спрашиваешь?» «Потому что ты все время держишь флейту у своих губ,» — сказала Радха. «Это потому, — ответил Кришна, — что бамбук флейты полностью полый внутри, и когда люди становятся совершенно пустыми, тогда я люблю их очень нежно.» Итак, всего лишь позвольте себе становиться внутри полым, без любых конфликтов, проблем или трудностей; давайте отпустим их и станем полностью свободными. Когда вы становитесь свободными от барьеров, созданных вами самостоятельно, тогда вы становитесь возлюбленными Бога — и затем вы станете жить согласно божественному желанию и чувству: «Сделай меня инструментом твоей любви.»
Таковы девять стадий бхакти, благодаря которым происходят преобразования в царстве сознания и в царстве ума, отношения и поведения. Процессами для достижения этого, как уже было сказано выше, являются киртан, мантра, чантинг, размышление, молитва и медитация. Цель бхакти состоит в том, чтобы пройти эти девять шагов один за другим и утвердиться в состоянии чистой любви, когда вы свободны от страха. Тогда вы становитесь едины с Богом.
Есть примеры людей, которые стали едины с Богом. Есть история Чайтаньи Махапрабху. История говорит, что в момент своей смерти он танцевал перед Господом Джаганатхой, и эти два стали одним. Когда святой Кабир Дас умер, мусульмане и индусы одновременно притязали на его тело, как своего святого покровителя. Но когда они развернули саван, они нашли только цветы. Другой пример — Мира Бай, святая женщина-поэт. Во время ее смерти тело ее стало легким и слилось со статуей Кришны.
Это исторически зафиксированные события, такие вещи действительно случаются. В более позднее время, когда Святая Тереза Авила вошла в экстаз, признаки стигмат появились на ее руках и ногах. Когда она вышла из этого состояния, признаки исчезли. Это означает, что уровень идентификации настолько глубок, что даже тело может измениться, потому что оно — просто сжатая энергия. Когда эта энергия освобождается, она становится единой с божественной энергией. Это — чудо понимания и переживания, вера в то, что «свершится воля твоя».