«Дорога в тысячу ли начинается с первого шага»
(мудрый японский дядька)
Я начинаю свой путь с благодарности. Это самое правильное начало пути.
За каждым большим делом есть Человек, который достоин благодарности и почестей даже больше, чем тот сумасшедший, который всю эту кашу заварил. В моем путешествии таких Человека два…
Я благодарю своего Учителя за вдохновение. «Вдохновение — это самая важная помощь, которую может оказать один человек другому при достижении цели».
Благодарю за возможность быть абсолютно здоровым, подаренную несколько лет назад — без этого компонента потребовались бы годы упорных тренировок, спецпитание, особый уход за суставами, и кто знает, что еще бывает нужно нормальному человеку для выполнения подобных задач.
Благодарю за привитое позитивное отношение к происходящим событиям.
Благодарю за приобретенные навыки в осознании и достижении цели.
Вторым человеком, достойным благодарности, является та, которая тащила на своих могучих плечах дом, полуторагодовалую дочь, собаку, общий бизнес, держала аскезу и каким-то образом находила время, чтобы развивать свой личный проект, пока муж бодро вкручивал педали по казахстанской степи — это моя жена Мария. Благодарю тебя за то, что ты такая «афигенная»!
Велосипед.
Хитрый зверь велосипед, попа — едет, ноги — нет.
Велосипед, как средство передвижения был выбран не случайно, этот транспорт позволяет перевозить определенный объем груза, прост в обращении, обладает хорошей проходимостью, и дает возможность быть полностью автономным. На велосипеде ты свободен от любых дорожных факторов. Привязка к автозаправкам, автосервисам отсутствует, ты готов проехать в тех местах, где путь для автомобиля может быть закрыт, ты становишься гораздо ближе к самой Дороге, если сказать более точно, становишься частью Пути. На велосипеде ты гораздо ближе к природе, ты открыт для всех происходящих событий, но самое главное — это то, что движущая сила велосипеда целиком и полностью зависит от тебя, а это значит, что выбирая конечную точку в велопутешествии, ты принимаешь на себя 100% ответственности за свои действия, поступки, мысли, реакции. Ты открыт для мира, и настрой, который ты посылаешь в пространство, воздается тебе.
В постановке жизненных целей и в их достижении все происходит точно так же, и если бы ты, уважаемый читатель, смог сейчас принять эту идею и начать следовать ей, твои успехи и результаты возросли бы многократно.
О постановке цели
Я формирую цель просто и понятно: Совершить велопутешествие из Караганды в Алматы.
Опытным путем определяю свою среднюю комфортную скорость движения. Для меня это 20-25 км/ч в зависимости от качества дороги и погодных условий, а значит расстояние, которое я точно могу преодолеть за 10 часовой световой день — это чуть больше 200 км. Далее следует детализация цели: Я совершаю велопутешествие из Караганды в Алматы, проезжая в день от 200 до 250 км, и затрачиваю на весь маршрут 4 дня. Исходя из своих планов по продвижению, распечатываю карту, разбиваю ее на участки-дни, каждый день распечатываю отдельным куском маршрута, отмечаю места предполагаемых стоянок, ночевок и т.д. Таким образом, видение процесса достижения моей цели становится еще более точным.
И, наконец, финальная доводка цели: я совершаю велопутешествие из Караганды в Алматы длиной больше 1000 км, проезжая в день от 200 до 250 км согласно карте, и затрачиваю на весь маршрут 4 дня. В процессе путешествия получаю массу положительных эмоций, полезного опыта и приятных ощущений.
Все готово, цель поставлена, ум настроен, велосипедная цепь смазана: «Поехали!!!»
29 августа. День первый: «Все происходит вовремя»
Все происходит так, как Вы позволяете этому происходить. И первые шаги навстречу даже самой детализированной и желанной цели на начальном этапе могут быть подвержены влиянию старых привычек, событий, реакций.
Несмотря на то, что я начал упаковку багажа аж за 2 дня, к вечеру 28 августа, накануне выезда, по «непонятному стечению обстоятельств», оказаЛОСЬ, что добрая половина приготовленных вещей все еще лежит, расфасованная на аккуратные кучки, вне дорожной сумки. И на их упаковку нужно какое-то время. Добавьте сюда регулярные домашние хлопоты, доделку всех архи срочных дел и сможете получить довольно показательный итог: лег спать в третьем часу утра. Выезд был запланирован на 6 часов утра. Ранний подъем в реальности был менее радужным, чем я себе представлял, но я смог. Умывание, зарядка, снова какая-то мелко-бытовая возня. Итог, выезжаю из дома в девятом часу утра.
Погода радует прохладой и ясным солнечным небом. В плотном потоке машин доезжаю до поста ГАИ на выезде из города, с приятным волнением пересекаю рубеж, и путешествие начинается.
Свежий степной воздух наполняет легкие, солнце ласково пригревает, и крутить педали довольно комфортно. Через несколько километров дорога начинает идти вверх. Складывается такое ощущение, что наш город находится в «яме» — в какую бы сторону ни ехал на велосипеде, первые десятки километров приходится катить в тягучие подъемы, а сейчас еще и ветер начинает дуть в лицо. Первые километров 20 удается держать скорость 20-22 км/ч. Когда встречный ветер подул чуть сильнее, скорость снизилась до 19-15 км/ч. Этот факт, вернее, мысли о том, что все происходит не на 100 % так, как Я (великий и могучий!) себе придумал в голове, вызывает легкое чувство раздражения. Добавьте сюда периодически звонящий телефон, и внезапные гудки автомобилей, которые поравнявшись со мной, начинают сигналить.
Раздражение растет, появляется досада от того, что еду медленнее намеченного, основательно демотивирует дорожный указатель «Расстояние до Алматы 948 км».
Гудки машин вызывают уже не просто раздражение, а злобу, и я мысленно провожаю сигналящих водителей «добрым» словом. Подъемы становятся круче, скорость падает до 8-12 км/ч. Я уже был готов взорваться, но в какой-то момент до меня доходит, что эмоция злости знатно сжигает мою энергию, и каждый раз, яростно реагируя на посигналившего водителя, на смену 2-х секундной адреналиновой акселерации, приходит резкий упадок сил.
Начинаю сознательно толкать ум в позитив: сквозь зубы благодарю посигналившего водителя, начинаю представлять, что ветер не противостоит мне, а наоборот дает возможность растянуть удовольствие от путешествия и насладиться видами. А виды-то какие! Степь да степь кругом… Обожаю этот чудесный цвет жухлой травы.
Еще один приятный сюрприз — расход воды по факту оказывается значительно больше, чем я предположил. 4,5 литров воды, которые я планировал как запас до следующего населенного пункта под названием «Аксу Аюлы», уже на исходе, а сколько ехать до него, непонятно.
Без воды в дороге и в жизни — смерть.
Без пищи, употребляя только воду в достаточном количестве, человек может жить и вести активный образ жизни, как минимум, 21 день. Проверено на себе. Сколько человек может жить без воды — не знаю, потому что живой.
Жара усилилась, перехожу в режим экономии воды — пью 1 глоток раз в 15 минут. Воды остается меньше 200 мл и это моя последняя вода. Как будто нарочно — трасса пустая, абсолютно пустая. Только горячий асфальт и сухая жухлая степь.
Когда Вы едете на велосипеде посреди жаркой степи и воды во фляге остается всего на три-четыре глотка, мысли начинают лезть не самые радужные. Снова сознательно толкаю ум в позитив. Еду и повторяю мысленно, что сейчас у меня столько воды, сколько нужно и… Первое чудо! Вижу небольшой насыпной съезд с трассы на проселочную дорожку. На этой дорожке стоят покосившаяся хибара, ветхие сараюхи, и в паре метров от построек из земли торчит водопроводная колонка! Подъезжаю. Не работает.
К моей радости, хозяева домика, веселая бабулька Байгаза апа и ее супруг, говорят по-русски и разрешают набрать воды в колодце за домом. Какой же это кайф — умыться после жаркой дороги студеной колодезной водой! Наполняю водой все емкости, какие есть, и двигаюсь дальше.
Вывод: если ты сосредоточен на том, чего хочешь, Вселенная посылает это, и именно в тот момент, когда это тебе ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно.
Долго ли, коротко ли, к 4 часам дня, порядком уставший, доезжаю до первой контрольной точки. «Аксу Аюлы» примерно в 135 км от Караганды.
Омовение в реке (Шерубай Нура), глубина которой едва ли доходит до колена, потрясающе снимает усталость. Въезжаю в поселок и с удивлением обнаруживаю, что достаточно бегло говорю по-казахски.
2 пацаненка показали магазин «арзан емес(недорогой, прим.авт.)» с адекватными ценами для местного населения. Из еды для вегетерианца в магазине только свежий хлеб и бутылка кисломолочного напитка. Стрескав за раз почти булку хлеба, двигаюсь дальше. Сил заметно прибавилось. После 6 вечера жара спадает, и ехать становится легче. Солнце к 8 вечера начинает клониться к закату — картинка потрясающая! Запечатлеть бы такую красоту, но не хочется ломать бодрый темп движения. Еду и наслаждаюсь.
Примерно в половине девятого вечера солнце село, еще полчаса послезкатные сумерки, а велокомпьютер не насчитал даже и 200 км. Быстро темнеет. С наступлением ночи поток большегрузных авто заметно усилился. Решаю во что бы то ни стало докрутить запланированные 200 км. В темноте с большим усилием начинаю вкручивать педали — скорость выросла до 23-26 км/ч. По моим подсчетам до «Акшатау», запланированного на первый день пункта ночевки, еще около 50 км, а это 2-3 часа езды.
Ехать в темноте по волнистому краю обочины — не самое приятное занятие. Один раз потоком воздуха от проезжающего мимо грузовика меня просто сдуло с асфальта на каменистую обочину — едва удержал равновесие.
Если первый день пути был проверкой силы и выносливости, то первый вечер стал проверкой решимости довести начатое до конца. Водители грузовиков дважды предлагали меня подвезти до «Акшатау», но оба раза я вежливо отказывался, потому что цель поставлена «доехать на велосипеде». Я дважды мог быстро и комфортно проехать эти 50 км на автомобиле и достигнуть контрольной точки, но ПРЕОДОЛЕТЬ расстояние, которое я САМ ЗАПЛАНИРОВАЛ, могу ТОЛЬКО я САМ. И помочь в достижении моей цели могут только мои ноги.
Практически в полной темноте докручиваю 200 км. Спускаюсь с дороги и ставлю палатку недалеко от обочины, прямо в степи. Великая радость вечера — велосипед умещается в палатку!!! 2/3 лежачей площади занимает он, сбоку в спальнике притулился я. Кстати, степь только из окна автомобиля гладкая. Исследования, проведенные моей усталой тушкой, показали невероятную кочковатость степной поверхности.
Едва успел застегнуть замок спальника, расслабился, как зазвонил будильник — ночь пролетела с невероятной скоростью, и утром я обнаружил свое тело извивающимся между упомянутых выше кочек и колесами велосипеда.
30 августа. День второй: «Размер не имеет значения»
Утро ясное, солнечное. Мобильной связи — нет. Мышцы ног «радуются» вчерашнему вечернему скоростному вкручиванию. «Сурья намаскар» — йоговская утренняя зарядка, помогает восстановиться после сна и быть в тонусе. Утреннее умывание ограничивается только чисткой зубов и языка, потому что воду нужно беречь. Как хорошо сейчас доходят эти слова! Жутко хочется пить… и кушать.
На походной горелке каша на воде сварилась минут за 15. В очередной раз мысленно благодарю Учителя за привитую привычку питаться без соли и йогическую практику под названием «агнисара» — при регулярном выполнении она приводит пищеварительную систему в идеальное состояние и чистит карму. Питание в течение дня — это курага-изюм, иногда сушки, вода из водопроводных колонок, каша овсяная на воде. Но желудок при этом работает, как четко отлаженный механизм.
Быстро завтракаю, сворачиваю лагерь и выезжаю. По утренней прохладе удается доехать до «Акшатау» — запланированный на вчера пункт ночевки. Уже начинаю отставать от графика — энтузиазма это не прибавляет.
В деревне есть сигнал сотовой связи. Отправляю сообщения о своем месте нахождения, пополняю запас воды и двигаюсь дальше. Подъемы стали еще круче и длиннее, ветер усилился, дует строго в лицо, солнце жарит — что еще нужно велосипедисту для счастья? Средняя скорость 12-15 км/ч.
Когда кто-то главный и талантливый создавал землю, сам он, судя по всему, создал необыкновенное озеро Балхаш, а пространство вокруг него отдал заполнять либо заместителю, либо фирме-подрядчику. Те не стали заморачиваться, а просто взяли и «накопипастили» сотни километров монотонной, нудной, желто-серой, сухой степи. Вернее, это пространство больше похоже не на степь, а на пустыню. Редкие мостики через пересохшие русла когда-то существовавших рек, горячий ветер, регулярно приносящий запах тухлого мяса, сбитые на дороге животные, похожие на лисиц, разной степени целостности добавляют ярких красок.
Люди в дороге спрашивали меня, ночуя в степи, не боюсь ли я волков? Волка в дороге видел всего один раз — он был тонким слоем размазан по асфальту и страха не внушал.
Продолжаю толкать ум в позитив.
С большей легкостью благодарю сигналящих из-за спины водителей. Сегодня начали появляться встречные машины, водители которых радостно сигналят и приветствуют улыбкой и взмахом руки. Улыбка — вроде бы мелочь, но настроение поднимает и помогает оставаться на позитивной волне.
Пью очень много воды. Чтобы не проверять еще раз действие одного и того же закона Вселенной, запасы воды пополняю при каждой появившейся возможности. В обед солнце палит от души, одна из дальних сопок как будто висит в воздухе, не удержался и сделал пару снимков — настоящий пустынный мираж. Воздух очень сухой и горячий, из-за этого носоглотка пересыхает и начинает неприятно скрести при каждом глотании. Спасаюсь тем, что набираю в рот небольшое количество воды и мелкими порциями выпускаю через нос. Спросите, где я этому научился, и я Вам расскажу.
Потрясающий опыт дня: «Я могу осознанно материализовать половину арбуза посреди степи!»
В какой-то момент приходит идея, что пора бы уже отведать арбуз! Неважно, что степь, что магазинов и торговых лавок здесь нет и быть не может. Мне нужен спелый сочный арбуз. Мысли понеслись в эту сторону. Начинаю представлять, как я встречаю на трассе торговца арбузами, как мы долго торгуемся, как я покупаю арбуз и предлагаю разделить его с торговцем на двоих, за полцены. Ведь целый арбуз-то я все равно не съем, и везти вторую половину не буду, потому что лишний вес. В общем, сошлись мы с торговцем на половине арбуза. Домечтался до того, что захотелось не только пить, но и есть. Возвращаю себя обратно на дорогу, хотя купленная половина арбуза регулярно напоминает о себе яркой картинкой. Когда километраж подошел к очередному запланированному привалу, на противоположной стороне дороги я увидел фуру. Водители занимались каким-то ремонтом и приветливо замахали руками, приглашая к ним. Так как по графику движения все равно привал, и нужно было пополнить запас воды, я согласился. Зашел в тень от грузовика и увидел… ПОЛОВИНУ АРБУЗА! Мужики везли арбузы из Чу в Красноярск и «совершенно случайно» остановились поменять колесо как раз в том месте, где по километражу у меня должен был быть привал. Естественно, пригласили разделить с ними трапезу — такого арбуза, сладкого и сочного аж до самой жесткой зеленой кожуры, я никогда не пробовал! Закончив трапезу и пополнив запас воды, мы обменялись добрыми словами напутствия в дорогу, и я поехал дальше.
Еду в гору, ветер в харю, солнце жарит.
Как медленно ползут километры. Уже понимаю, что не то что в запланированные дома 250, а даже в реальные 200 сегодня я не уложусь. Настроение медленно скатывается в ж… жизнерадостность.
Чувствую голод и усталость. Видимо, воля в такие моменты ослабевает, и негативные эмоции начинают брать верх. Сегодня пальма первенства у обиды — обиды на то, что не укладываюсь в график, обиды на унылый пейзаж, на встречный ветер. Останавливаюсь. Короткая разминка на пару минут, снова еду и начинаю вспоминать какой-то забавный бред. Становится смешно, буквально на пару секунд, но этого достаточно, чтобы мозги встали на место. Скорость движения тут же возросла. Даю себе задание сознательно держать легкую полуулыбку. Широкая улыбка не получается, потому что губы высохли от жары, и кожа потеряла эластичность.
К вечеру второго дня воздух изменился. Сначала он перестал быть шершаво-сухим, а потом к нему добавился едва уловимый запах воды.
Впереди показались насыпи горной породы, а вон там, вдалеке, уже виднеется дым от труб медеплавильного комбината. На закате добираюсь до г. Балхаш.
Как издевка, на въезде в город баннер «Экспо 2017 альтернативные источники экологически чистой энергии».
И фоном к нему коптящий медеплавильный комбинат.
- А что это у вас там дымит?
- А это переоборудованный медеплавильный комбинат! Полюбуйтесь, какие чудесные желто-розовые облака он производит.
На закате въезжаю в город. Ура! Я сделал это! Было сложно, но я справился! Я — сила, я — могучий.
Решаю остаться на ночлег в водительской гостинице — во-первых, когда еще подвернется такой опыт, во-вторых, нужно подзарядить телефон, и в-третьих, это сэкономит мне час сегодня на поиск ночлега/разбивку лагеря и час завтра утром на сборы.
В маленькой комнате два на полтора метра излишне мягкая просевшая кровать, тумба, стол и телевизор с проигрывателем DVD-дисков. На ужин остатки молочного напитка, купленного еще в «Аксу Аюлы», и остатки хлеба. Вещи на кровать — сам на пол. Пол невероятно ровный и удобный!
Заполняя дневник, я понял: «Любая цель достижима. Недостижимых целей нет. Просто шаг, который я сегодня делаю, может оказаться короче того, что я себе наметил. Эта разница между ожиданием и реальностью, дает уму повод расстраиваться, переживать, злиться — в этом проявляется привычка ума мыслить негативно. На самом деле, даже маленький сделанный шаг сегодня — это классно, потому что я становлюсь ближе к цели с каждым таким шагом. Даже если этот шаг оказался меньше того, что я запланировал сегодня, я делаю этот шаг по направлению к цели, я становлюсь ближе к цели, а это значит, я ее достигаю. Размер шага не имеет значения. Главное — действие, и Я — ДЕЙСТВУЮ!»
Постскриптум: к вечеру начала слегка побаливать натертая седлом попа. Перед сном визуализирую радостную и довольную пятую точку.
31 августа. Третий день: «Действуй согласно плану»
Согласно составленному с вечера плану встаю в половине четвертого утра. На день запланированы 2 важных мероприятия:
1. Искупаться в озере Балхаш возле поселка Тасарал.
2. Выпить шубат (молочный напиток из верблюжьего молока).
Ночевка в комнате знатно сэкономила время. Пока делал зарядку, доспела каша — варил ее прямо в номере на походной горелке.
Выезжаю еще до рассвета. Объездная дорога быстро уводит меня за черту города и снова начинается степь. Однако сегодня есть два кардинальных отличия. Первое — степной воздух наполнен запахом воды из-за близости озера Балхаш, и дышать им в разы приятней, потому что воздух не сушит носоглотку.
Второе еще более важное отличие — сегодня я чувствую наполненность внутренней энергией. Качество ее довольно любопытно — это не та наполненность, которая бывает во время всплеска радости, или вдохновения. Это чувство внутренней спокойной силы. Его невозможно выплеснуть с радостным воплем, оно просто есть в тебе. У меня есть догадки о причине этих ощущений, но я воздержусь от рассказа о них. Здесь я пишу о том, что знаю наверняка и проверил на себе.
Бодро вкручиваю педали мимо Балхаша, дорога пуста, асфальт приятно шуршит под колесами. Рассвет над озером очарователен! Я бы мог сейчас им наслаждаться, если бы в самом начале, на выезде из города, озеро не скрылось за сопками. Его можно только чувствовать по качеству воздуха и аромату воды.
Дорога в первой половине дня относительно ровная. Ветер собрался было снова дуть в лицо, но я начал представлять, как он подгоняет меня в спину и «свершилось чудо». Ветер сначала стих, а потом начал едва заметно дуть в спину! Это необыкновенное ощущение, ты посылаешь в пространство мысль, и пространство откликается!
Средняя скорость в пределах 22-25 км/ч, это дает дополнительные моральные резервы для движения. Водители встречных фур все чаще приветственно сигналят, настроение великолепное, темп бодрый. В районе 11 часов перекусываю в придорожном кафе остатками хлеба и горячим чаем с лимоном. 10 минут релаксации, и как новенький качу дальше. Подъемы в гору стали круче, но теперь они иногда чередуются со спусками. Не дорога, а сказка!
Сегодня еще одна прекрасная возможность представилась — работать с физической болью в режиме нон стоп. Успокоившаяся за ночь попа сегодня дополнила день букетом ощущений. Мысленно успокаиваю их, но, боль не проходит, поэтому кручу педали, периодически меняя положение таза и принимая свое состояние словами: Да. У меня есть эти ощущения, но если я остановлюсь для отдыха, они не уйдут, единственный выход избавиться от них — двигаться вперед. Иногда ощущения действительно уходили, в такие моменты казалось, что рецепторы в конкретных точках просто немели и переставали реагировать. Сам себе анестезиолог, ежкин кот.
Самый ценный опыт дня произошел недалеко от поселка Тасарал, расположенного по обе стороны объездной трассы, на берегу Балхаша.
Солнце в обеденное время палило от души, сопки стали ниже и озеро манило блестящей синей гладью и прохладным бризом. В какой-то момент желание окунуться достигло пика. Да еще, как нарочно, с асфальтированной дороги в сторону озера уходит грейдер, вдали уже виднеется поселок Тасарал, и по грейдеру, на первый взгляд, до озера рукой подать. Сворачиваю на грейдер — первый знак предостережения — грейдер ужасный, много щебня, камней — на велосипеде ехать неудобно. Игнорирую. Спешиваюсь, шагаю пешком в сторону озера. Балхаш, как будто чувствуя мое желание, добавляет силы прохладному озерному бризу, и говорит, вперед, я жду тебя.
Преодолеваю пешком порядочное расстояние: вот она, заветная сопка. Поднимаюсь и… оказывается, что до озера топать еще столько же, или даже больше. Проснулся здравый смысл. Оставляю велосипед. Мелкой рысью поднимаюсь на соседнюю сопку повыше и вижу картину маслом: грейдер, который заманил меня с дороги, так же весело петляя, убегает за дальние сопки и уже там — уж точно вода.
В этот момент вспоминаю поставленные утром цели, и оказывается, что среди них нет цели прошагать в неудобной для ходьбы велообуви добрый десяток километров по степи, и убить на это пару часов времени.
Мужественно разворачиваюсь и шагаю обратно на трассу. Итог: вхлам запыленные велотуфли, 40 минут потраченного времени, но какое шикарное осознание: «двигаясь к поставленной цели, не нужно отвлекаться на внезапные «хотелки». Результатом, с большой долей вероятности, будет зря потраченное время и, возможно, неполучение самой «хотелки». Однако, если возникшее желание можно отнести к области мини-задач для реализации конкретной цели, то в пути достижения эта хотелка (теперь уже задача) реализуется гармонично». И еще, если не знаешь, стоит ли делать, смотри в список целей и задач — ответ там.
Поселок «Тасарал» после трех с половиной дней пустыни кажется оазисом. Пасущиеся на зеленых сочных лужайках коровы, верблюды, колонки с питьевой водой, стоящие вдоль дороги. По внутренним ощущениям, деревенька довольно милая и даже уютная. В придорожном магазинчике продавщица показывает короткую дорогу к самому озеру. Окунуться после изнуряющей жары в прохладный Балхаш — АФИГЕННО!
На выезде из поселка покупаю бутыль шубата и еду дальше. Спустя несколько часов в дороге в самый подходящий момент встретились мужики, едущие с вахты домой и устроившие привал. Побеседовали, сфоткались, покушали арбуз.
Снова посещает мысль, а что это все арбуз да арбуз, пора бы уже и дыню откушать.
Вуаля. На очередной стоянке для водителей-дальнобойщиков, расположенной на берегу озера, остановился, чтобы умыться, и, возвращаясь обратно на трассу, был приглашен отведать вкусной сочной дыни! Именно был приглашен, потому что от озера я шел к асфальту, чтобы двигаться дальше, а водители двух грузовиков производили мелкий текущий ремонт метрах в 30 от траектории моего движения. Снова поступило предложение подбросить да близлежащего поселка, снова вежливо отказал.
Перекусили, сфоткались, обменялись добрыми словами напутствия и каждый поехал своей дорогой.
В этот день крутил педали до глубоких сумерек, дорога шла то в гору, то под гору, в целом, оставляя приятное впечатление. Озера в пределах прямой видимости в этот день оказалось больше, и пейзаж радует, если бы еще не жутко ноющая задница… Хотя этот факт я рассматриваю, как шикарную возможность поработать с принятием боли, как с неотвратимым фактором окружающей действительности.
В сумерках остановился около придорожного кафе, и с разрешения хозяев поставил палатку прямо на краю асфальтированной площадки. Сегодня я проехал аж 230 км. Вот это сила! Уснул моментально.
01 сентября. День четвертый: «Корабли пустыни»
Проснулся задолго до рассвета, копчик отлежал напрочь. Губы сухие, чуть потрескавшиеся, язык ощущается, как нечто ватное и сухое. Вкус утренней каши воспринимается иначе, менее ярко.
До 11 часов дня качу легко и непринужденно, а с 11 снова началась пустыня. Солнце изо всех сил одаривает меня своим теплом.
Около полудня встречаю парня из Нидерландов. Он путешествует на мотоцикле через Ирак, Иран, Киргизию и сейчас направляется к озеру Байкал.
Йорэн, так его зовут, сказал, что я единственный велопутешественник из Казахстана, которого он встретил по дороге. Как ни крути, приятно и добавляет энтузиазма. Общались мы с Йорэном на английском, оказывается, я и по-английски довольно хорошо гутарю.
До поселка «Аксуйек» (в моих планах это был пункт ночевки на третий день пути) дорога выдалась очень тяжелой. Знойный ветер, по обочине дороги только мусор и кустарник, много подъемов «с обломом» — это когда едешь-едешь вверх и на вершине вместо спуска — ровная дорога с новым подъемом до пределов видимости. В какой-то момент стало так жарко, что голова под каской начала закипать. Сообразил намочить вафельное полотенце и вместо шлема обвязать вокруг головы. Физика-матушка выручила — влажное полотенце, высыхая, дает реальную прохладу голове, и ясность уму. Задница болит нещадно, жара давит. Состояние стремится к истерическому, вода снова на исходе. Термометр зафиксировал +47.2 градуса. Арабские Эмираты, ёкарный бабай! Написал Свамиджи (уважительное обращение к Учителю — прим.авт.). И ум жаждал получить какой угодно ответ, мотивацию, вдохновляющее слово, но вместо этого Учитель ответил: «Экстрим, грейся, пока есть возможность!» И что самое удивительное — именно эти слова дали поплавившимся и поплывшим мозгам толчок встать на место и вдохновили вкручивать дальше.
Подъем. Еще подъем, еще подъем, небольшой спуск и дорога плавно идет вверх. Чем ближе к вершине, тем горка становится круче, усилие, еще усилие, и я на вершине!
Кроме меня, на вершине стоит выгоревшая на солнце табличка с надписью «Берегите лес!»
А за табличкой сухая безжизненная желто-коричневая степь. Не удержался и сделал фото.
Спускаюсь с пригорка и вижу небольшой оазис, представленный несколькими кафе для водителей и строением, похожим на заправку.
Уговаривать себя спрятаться от жары в кафе с надписью «Русская кухня» долго не пришлось. В не очень просторной, но прохладной по сравнению с улицей комнате умывальник с питьевой водой, несколько столов, витрина-ресепшен, зомбоящик в углу, а по ящику — какой-то молодежный сериал. Первым делом умываюсь и наполняю все фляги с водой — запас ее как раз был на исходе. Из пригодного для вегетерианца в пищу в меню нашлись только компот и вареники с картошкой — все остальное с мясом. В ожидании обеда пытаюсь расслабляться, сидя за столом, зомбоящик буквально приковывает к себе внимание. Взгляд непроизвольно то и дело стремится к монитору. Картинки воспринимаются, как нечто чужеродное — из параллельной реальности и совершенно ненужное, как и их источник. Понимаю, какое наслаждение не смотреть телевизор.
2 прохладных домашних компота приняты организмом, как нечто совершенно необыкновенное. А картошка в варениках оказалась творогом. Вареники с творогом я никогда не любил, но сегодня, видимо, день такой, стрескал за милую душу.
После сытного обеда, по закону Архимеда, мне оставалось крутить педали еще очень долго. Решаю ехать ночью, потому что отставание от графика близится к критическому и грозит вылиться в еще один день пути.
Начать движение после посиделок в кафе было задачей не из легких. И если к жаре я довольно быстро адаптировался, то пятая точка, видимо, тоже расслабившись, была явно против моего стремления.
Дорога уходила прямо — в паре километров виднелся поселок «Аксуйек» — и направо в сторону Алматы.
Забыл сказать, несколько десятков километров назад, после Балхаша, я проезжал развилку с указателем на Чу и на Алматы, и с этой развилки дорожное полотно было похоже на плитку подтаявшего шоколада с лесным орехом — такая же черная и кривущая. Подтаявший асфальт был продавлен грузовыми авто, и больше напоминал застывшие черные волны. Развить большую скорость на такой дороге было просто невозможно.
От Аксуйека еще пара часов в режиме гриль, и к 6 вечера, когда солнце, наконец, начало клониться к закату, жара стала отпускать.
Любопытная штука ума — стоит убрать хотя бы один из агрессивных факторов воздействия окружающей среды, и жизнь сразу становится легче и веселее.
В отсутствие жары катить стало много легче, жухлая степь стала приобретать закатные медно-розовые оттенки, что добавило общей красоты в пейзаж.
В этот вечер впервые увидел живого степного зверя! На расстоянии полуметра от асфальтированной части дороги из травы выскочил… тушкан! Впервые в жизни удалось так близко разглядеть этого милого зверька. Он сделал несколько крупных прыжков вдоль дороги и остановился, с удивлением разглядывая меня. Я чуть притормозил, разглядывая его, и тушкан снова скрылся в придорожной траве.
Когда солнце опустилось уже довольно низко, я услышал звук приближающегося мотоцикла. Меня обогнал здоровенный черный дорожный байк. Сегодняшний день необычайно богат на знакомства.
Управлял мотоциклом германский японец австралийского происхождения Йошимура — так его зовут. Родился в Австралии, какое-то время жил в Новой Зеландии, а потом перебрался в Германию, где и живет по сей день. Он решил повидать мир, купил мотоцикл, собрался и выехал из Германии в сторону Киргизии, чтобы затем сменить направление и через Россию попасть во Владивосток — его конечная точка путешествия. Во Владивостоке он планировал продать свой мотоцикл и налегке вернуться в Германию.
Я пополнил у него запас воды, мы сделали пару снимков и, включив на всю катушку магнитолу мотоцикла, он под бодрую музыку умчался вдаль.
Пользуясь неожиданной остановкой, я перекусил курагой, остатками изюма и очень удачно закатившейся в карман рюкзака ранеткой. Так как ночи в степи довольно прохладные, я нацепил ветровку, лосины, подготовил запасной фонарь и покатил дальше. За световой день удалось накрутить гораздо меньше запланированного, поэтому решаю ехать ночью.
По левую сторону дороги увидел непонятное сооружение. Издали казалось, что в землю вкопаны одинакового размера алюминиевые или дюралевые бруски, расположенные стройными рядами. Когда подъехал ближе, увидел, что это могильные памятники, блестевшие в закатных лучах. До тех пор, пока над тобой не возвели такую штуку, ты можешь все.
Солнце медленно сползло за горизонт, сгустились сумерки, медленно приближалась ночь.
02 сентября. Пятый день: «Турбосутки»
Как много человек может успеть сделать за одни сутки? Хотя, правильней будет спросить, как много я лично мог бы успеть сделать за одни сутки? Хотя бы раз в жизни, сегодня, сейчас спросить себя, взять эту текущую минуту за точку отсчета и начать действовать.
Точкой отсчета считаю 01 сентября, 21.00. Уже давно стемнело, и пространство дороги собралось в узкое пятно света. Грузовые авто стали чаще проезжать мимо, приходится то и дело съезжать на неасфальтированную обочину. В условиях плохой видимости — не самое приятное занятие. Мощного фонаря со встроенной батарейкой хватило всего на пару часов, и пятно света от него все тусклее. Хорошо, что есть запасной фонарь.
Ночью в дороге из раздражающих факторов только встречные авто. Водители почему-то думают, что дальний свет может слепить только водителей, а велосипедистов нет. Если Вы водитель, читающий эти строки, вспоминайте переключать освещение при встрече с любым видом транспорта, и будет Вам счастье и человеческая благодарность.
Наблюдая за умом, заметил, что злость на дорожные раздражители исчезла. Слепят фарами — неприятно. Но нужно следить за дорогой. Сигналят рядом — благодарю за предупреждение и спокойно еду дальше. Когда концентрация на цели становится очень высокой, желания отвлекаться на негатив попросту нет.
В эту ночь удалось впервые в жизни увидеть закат луны. Зрелище восхитительное. Сначала цвет луны с молочно-белого сменился на масляно-желтый, затем сгустился до тыквенно-оранжевого, и когда луна коснулась земли, стал желто-красным, почти как солнце на закате. Проехать мимо такого зрелища я просто не мог, и несколько минут наблюдал, как луна прячется за черной кромкой степи. Еду в почти полной темноте, редкие встречные машины больше вредят светом, нежели помогают сориентироваться в дороге. Второй фонарь садится, и пятно света уже едва различимо на асфальте. Весь мир сейчас — всего лишь пятнышко света.
Вдобавок ко всему начало болеть левое колено.
Спустя какое-то время впереди стали просматриваться красные огоньки, еще через несколько километров стало ясно, что там впереди может быть стоянка или поселок — тусклый счет фонарей оставался неподвижным по мере моего приближения — это придало сил. Километры до стоянки показались вечностью, фонарь сел окончательно и пришлось сильно концентрироваться на дороге, чтобы не сползать на обочину и не вылезать на встречку. Дважды рядом останавливались авто — легковая и грузовая — предлагали подвезти до поселка. Уже традиционно вежливо отказывался. Наконец, в тусклом свете фонарей стали различимы очертания грузовиков, а вот уже и первый домик. А красные огоньки оказались маячками на вышках сотовой связи.
Стоянка «Кеншелген» — с десяток одинаковых кафе-бутиков, единственное отличие которых — это топчан, либо классические столики-табуретки на улице. В каждом из них вам предложат чудесный шашлык, курдюк, лагман, куырдак на любой вкус. А мне из еды удалось раздобыть отваренную лапшу для лагмана, хлеб, чай и ар