Шиваратри
Праздник Шиваратри выпадает на 13-й или 14-й день убывающей луны (в темной половине) месяца Фалгуна (февраль — март). Шиваратри в переводе означает «Ночь Шивы». Церемонии в основном происходят ночью. Это фестиваль, проводящийся в честь Господа Шивы, вступившего в этот день в брак с Богиней Парвати.
С большим воодушевлением исполняются гимны, восхваляющие Господа Шиву. Люди повторяют Панчакшара мантру «Ом Намах Шивая». «Шива Намах» — это суть и душа каждой мантры. Тот, кто в течение Шиваратри повторяет имена Шивы с особой концентрацией и преданностью, достигает местопребывания Шивы и счастливо живет там.
Существуют две великие силы природы, которые приносят человеку страдания — раджас, качество страстной деятельности, и тамас — инерция. Ритуалы и церемонии, проводящиеся в Шиваратри, направлены на достижение идеального контроля над этими двумя гунами. Целый день проводится у стоп Господа. Непрерывное поклонение Господу требует постоянного присутствия преданного на месте поклонения. Качества зла, такие как похоть, гнев, ревность, рожденные раджасом, смягчаются и подчиняются. Преданный бодрствует всю ночь, и таким образом побеждает тамас. Постоянная бдительность достигается умом с помощью поклонения и молитвы
Свами Сатьянанда Сарасвати
Арадхана
Во время праздника Шиваратри те, кто находится в духовном поиске, могут попоститься или же употреблять только фрукты и молоко.
Ануштхана может проводиться в течение целого дня или в течение какой-то части дня вместе с выполнением джапы «Гуру-мантры» или мантры «Ом Намах Шивайя», медитируя на Высшее.
На Шиваратри проводят чантинг Рамачаритаманас из «Балкханд» — с 70 по 116 дохи, так как эти стихи прославляют свадьбу Шивы и Парвати
В течение всего дня постарайтесь постоянно помнить о Господе Шиве, сохраняя отношение полной преданности, и посвятите все ваши мысли и действия Божественному.
Вечером в одиночестве или в группе пропойте чантинг Шива Махимна Стотрам, а таеже гимны и киртаны, восхволяющие Господа Шиву. Можете также повторять священную Панчакшара мантру «Ом Намах Шивайя» с особой осознанностью и преданностью. Выполните хован или чантинг «Шива Сахасранамавал», 1000 имён Шивы.
Союз Шивы и Шакти
Шиваратри представляет собой космическое слияние Шивы и Шакти. Этот союз символизирует концепцию кундалини-йоги, в которой Шива идет навстречу Шакти. Она представляет собой пробуждение сознания на материальном уровне существования и объединение с Шивой в высшей точке эволюции. «Шива» — означает здесь более высокое сознание, а «ратри» означает ночь, указывая на «темную ночь души», состояние неведения.
На Шиваратри, самой темной ночью в году, Шива, Господь йоги, идет в дом Парвати, дочери Гималаев. Шива, как Бог аскетов, обвит змеями. Его свадьба — это праздник для демонов и призраков, символизирующих инстинктивные и животные наклонности, над которыми он имеет контроль, и они обладали ужасающей внешностью. Однако, когда Шива и его спутники вошли в Гималайское королевство Парвати, все они мгновенно превратились в прекрасные существа с красивыми лицами, в великолепной одежде и блестящих украшениях. Инстинкт становится интуицией. Таким образом, свадьба обернулась большим чудом, окрасилась радостью и весельем. Затем Шива и Шакти поднимаются на вершину горы Кайлаш, символизирующую Сахасрара чакру, где они обнимаются и сливаются в высшем блаженстве космического сознания.
После вступления в брачные отношения Шива и Шакти спускаются вместе, символизируя, что высшее сознание сейчас проявляется на плоскости дуальности. Став единым, Шива и Шакти в мире теперь имеют возможность действовать как двое. Это событие имеет большое значение для развития всех живых существ, потому что оно также представляет собою процесс, происходящий в каждом стремящемся, кто испытывает духовное пробуждение, а затем возвращается с более высоким сознанием работать в мире.
Свами Сатьянанда Сарасвати