В Варанаси мы ехали на поезде слиппер класса. Индийским поездам можно вообще посвятить цельную отдельную главу. Особенно поездам слиппер класса, где людей набивается порой столько, что весь проход забит людьми, которые едут стоя, и создаётся впечатление, что ты едешь, словно в маршрутке по городу в час пик. А еще не стоит удивляться, если посреди ночи к тебе в ноги садится какой-нибудь человек, независимо от того, на какой полке ты спишь — нижней, верхней, или средней, а в этих поездах есть еще и средние полки. Не стоит также удивляться, если посреди ночи увидишь, что на твоей обуви, на полу между полками спит еще человек, а еще не стоит удивляться, если ваш поезд опоздает, часа так на 24. Пожалуй, большим удивлением будет, если он приедет вовремя. Такими свойствами обладал как раз наш поезд. Ну, тем не менее, опоздали мы немного, всего на 7 часов.
Сразу же поймав рикшу, мы впихнули туда все наши огромные рюкзаки и как-то уселись сами. По каким-то особым, ведомым только самому водителю закоулкам, избежав пробок по основной улице, мы доехали до поста полиции, откуда уже пешком добрались до нашего отеля. Зарегистрировавшись и оставив вещи, мы первым же делом пошли поздороваться с великой Матушкой Гангой, почитаемой всеми индусами. Сначала мы зашли в храм, посвященный Ганге, поприветствовали её, поклонились и на подходе к берегу встретили нашего друга Баблю. Он как всегда с почтением подошёл к Свамиджи, поздоровался с нами со всеми, причем у меня создалось впечатление, что он приветствовал нас так, словно только вчера мы попрощались. Естественность и непосредственность индусов не перестают меня удивлять.
Баблю посадил нас на своё место, которое ему передалось еще по наследству от отца, на одном из основных гхатов Ганги. Сразу же к нам подбежал мальчишка с чаем. А чай и Варанаси это неразделимые понятия. Здесь его не бывает много и здесь он всегда совершенно особенный. Насладившись индийским молочным чаем с имбирём, мы пошли в сторону отеля, по пути зайдя к еще одному знакомому. У него своя небольшая лавка, где он готовит, пожалуй, самый чудесный чай. Мы не смогли отказаться, выпили еще по одной чашечке. А еще особенность чая в Варанаси заключается в стаканчиках, в которых подают этот чай. Именно здесь одноразовые стаканчики делают из необожженной глины. И принято считать, что в такой стаканчик можно только один раз наливать чай, он приобретает определённый и необходимый вкус, которого уже не получится достичь, если налить в одну и ту же кружечку вторую порцию чая. Благо индийские порции чая рассчитаны на 3 глотка и по западным меркам мы не так уж много и выпили.
После чая мы пошли в отель. Вторая половина нашей группы вернулись раньше и уже начала готовить обед. А после обеда, немного отдохнув, мы снова пошли на берег Ганги, где Баблю нам уже занял козырные места на своём топчане. Каждый вечер на берегу Ганги происходит целое представление. 10 нарядно одетых пуджариев синхронно под музыку и гром колоколов совершают пуджу Матушке Ганге, используя множество различных элементов. Предлагают огромное количество цветов каждый день, благовония, огонь в различных специальных подставках. Вся церемония в общем выглядит очень торжественно и удивительно красиво. Каждый день без выходных, даже когда Ганга разливается и выходит за берега, добираясь до зданий и поднимаясь на высоту нескольких этажей, даже в это время обязательно проводится пуджа Матушке Ганге. Преданность индусов восхищает и поражает, ведь то, что западному человеку может показаться трудновыполнимым, для индусов будет совершенно естественным. Сейчас же, поздней осенью, Ганга не разливается так широко и на разных гхатах, на разных берегах множество сообществ или отдельных индусов каждый день проводят пуджу — поклонение и предложение чистых элементов Матушке Ганге.
После пуджи мы попрощались с Баблю и пошли на наше любимое медитативное место, где можно в тишине и спокойствии созерцать ровное и спокойное течение самой священной реки Индии. Некоторое время мы посидели на площадке, почитали личную мантру и в таком спокойном возвышенном состоянии отправились в отель, по пути купив молока и заглянув в лавку к нестареющей бабульке, которой, кажется, уже просто некуда дальше стареть. И каждый год удивительно приятно видеть её на том же месте, с той же улыбкой и почтением, с которыми она приветствует нашего Свамиджи. В Индии всегда приятно сталкиваться с таким редким на западе качеством, как постоянство. Благодаря Свамиджи каждый день, проведенный в Индии, может многому научить и открыть много нового.
Так завершился наш первый день в священном городе Варанаси.
Встав рано утром, мы облились и пошли еще до рассвета на берег Ганги, чтобы принять полное омовение в её священных водах. После омовения Баблю, совершив все ритуалы, сделал нам пуджу, нанёс каждому из нас три полосы на лоб и навязал каждому на руку верёвочку. После ритуального утреннего чая мы взяли сладкое дахи — густой йогурт из натурального молока и бананы. Позавтракав в компании Баблю и его друзей, мы провели на берегу еще некоторое время, а затем пошли в отель.
К 10 часам Баблю обещал нам приготовить субботнее традиционное блюдо — кичри. Конечно, т.к. Баблю индус, в 10 часов, когда мы пришли, он только вынес плиту. Поэтому все вместе мы стали готовить на открытом воздухе рядом с Гангой и огромным количеством паломников, которые приезжают сюда, чтобы окунуться в её водах.
К тому времени, как всыпать один из основных ингредиентов — рис, Баблю собрал целый консилиум из пуджариев, которые сидят на берегу. В жарком споре относительно того, как нужно готовить это блюдо, всё же был засыпан рис, но… его оказалось всё же больше, чем следовало, и вместо кичри у нас получился плов. Впрочем, это не сильно испортило блюдо, в итоге всё получилось вкусно. Наверное, в такой атмосфере не могло бы получиться иначе.
Уже ближе к вечеру мы пошли в еще одно, пожалуй, самое значительное место набережной — смашан. Варанаси также известен, как город погребальных костров, ведь по легендам считается, что если человек умирает в этом городе, его душа очищается от грехов и получает свободу.
Смашан это особенное место, есть даже несколько площадок, с которых можно созерцать весь смашан и огромное количество костров на нем. Именно в этом месте приходит осознание бренности этого тела, именно в этом месте приходит осознание того, что настанет миг в жизни каждого, когда будет совершенно неважно, сколько у тебя денег, машин, предметов роскоши, когда становится неважно, сколько слуг у тебя есть, или же то, у тебя не было и гроша, или не было и крыши над головой. Настанет момент в жизни каждого, когда все мы будем равны, и то, что казалось таким важным, потеряет цену.
Пожалуй, не найдется человека, оставшегося равнодушным к этому месту. Здесь очередная точка нашего путешествия, где каждый стоит на пороге вечности.
Когда мы подошли к одному из главных храмов на смашане, оказалось, что он закрыт. Но тут, как по волшебству, откуда-то появился мужичок, совершенно простого вида, который спросил: «Желаете посидеть в храме? Я могу вам его открыть». И достав из кармана ключи, он впустил нас в древнейший храм, посвященный Шиве. Здесь мы исполнили нашу ритуальную Махамритьюнджайя мантру и некоторое время еще посидели в храме, познакомились с брамином, который открыл нам храм, и затем пошли дальше.
Мы еще прошлись по течению Ганги, дойдя до священной Кунды и двинулись обратно в направлении отеля. Некоторое время мы посидели на нашей медитативной площадке. В Варанаси присутствует особенное состояние, когда кажется, что время замирает, и невозможно понять, тянется оно или идёт с сумасшедшей скоростью. Оно неудивительно, ведь этот город Шивы, Бога времени. Это ощущение невозможно передать, его можно только испытать на себе, побывав в одном из самых священных городов Индии — Варанаси.
Автор: Таттвадарши