С 17 по 27 октября Свамиджи и сопровождающая его группа из 30 человек, состоящая из саньясинов и студентов Академии, приняли участие в подготовке и проведении Третьей Всемирной Конвенции Йоги и в праздновании Золотого Юбилея Бихарской школы Йоги. В Мунгере собрались более 11 500 делегатов из 22 штатов Индии и более 1500 иностранных делегатов из разных стран мира. В числе выступавших был Свами Акхилешварананда, который представил собравшимся Республику Казахстан и Казахстанскую Академию Йоги.
24 и 25 октября состоялись инициации в мантра дикшу и джигьяса саньясу, студенты нашей Академии получили посвящения и духовные имена.
После завершения Конвенции Свамиджи провел небольшую экскурсию по таким городам Индии, как Варанаси, Ришикеш, Нагар.
С 15 ноября 2013 года поменялся состав группы, сопровождающей Свамиджи. Дальнейший маршрут путешествия лежал в южную часть Индии. В начале маршрута заехали еще раз в Варанаси с целью принять участие в праздновании яркого и красивого праздника Девдепавали.
На юге Индии в программу вошло посещение городов Подучерри, Рамешварам (штат Тамил Наду), Каньякумари, Удагамангалам, заповедника Перияр и ашрама Амритапури (штат Керала).
Впервые паломники Академии посетили находящийся в 50 км от Подучерри Чидамбарам, древний храмовый город. Храм Чидамбарам посвящен стихии Пространства и Господу Натараджу, который своим танцем символизирует Единство творения.
Дальше, спускаясь к югу по побережью Бенгальского залива, группа посетила храм Раманатхасвами, который находится на острове Рамешварам. Там, как уже стало традицией, было совершено обязательное омовение водой из двадцати двух колодцев, а также получение даршана одного из двенадцати Джотирлингамов. К тому же в этот раз удалось побывать в ставшем теперь больше музеем, чем городом, селении Данешкуди. (В 1964 году в глухую ночь во время шторма огромная волна около 20 футов высотой обрушилась на город и уничтожила его целиком вместе с жителями и железной дорогой).
Следующей остановкой была самая южная точка Индии, город Каньякумари, находящийся в месте слияния воедино вод Бенгальского залива, Индийского океана и Аравийского моря. Храм Богини Кумари встретил паломников извилистыми проходами к главному алтарю и щедрым прасадом из рук брамина. А храмовый комплекс Тханумалаян в Сучиндраме, посвящённый трем величайшим Божествам индуизма, Брахме, Вишну и Шиве — прохладными каменными коридорами с колоннами, на которых изображены непонятные для современного человека рисунки. Храм также знаменит древними музыкальными инструментами — вертикальными поднимающимися от пола к потолку каменными колоннами, издающими необычайные звуки, если их особым способом ударить костяшками пальцев; теперь, очень древние и хрупкие, они уже стали недоступными, огражденные от туристов металлической сеткой. Пятиметровая статуя Ханумана приветствовала паломников ласковой улыбкой, благословляя на дальнейшее путешествие.
Встреча с Аммой в ее ашраме была для нескольких участников поездки завершающей в их путешествии. Трижды группе посчастливилось увидеться с Аммой: традиционный даршан, затем — получение пищи из ее рук, и наконец, получение уникального благословения, когда удалось коснуться ее ладоней в то время, когда Амма шла по живому коридору преданных ей учеников.
В рождественские праздники, оставшись компактной группой, Свамиджи и сопровождающие его саньясины на несколько дней спрятались от южной жары в горной прохладе заповедника Перияр. Недалеко от него находится город Шабримала (Sabarimala), для индуистов это один из самых значимых паломнических центров. В нем находится храм Айаппы, расположившийся на одной из 18 вершин этой местности. Особенностью этого храма является то, что сюда допускаются люди всех каст и сословий, что является действительно исключительным для индуистского храма.
Синие горы Удагамангалама и прохлада Нилгири напомнили паломникам об удивительном мире, описанном Еленой Блаватской в книге «Загадочные племена на Голубых горах». Там группа встретила Новый год.
С 4 января 2014 года Свамиджи и сопровождающие его саньяси начали Джотирлинга Ятру. Чиннаи, столица штата Тамил Наду, стал отправным пунктом для старта Ятры.
В мае, октябре и декабре ушедшего 2013 года группа посетила четыре Джотирлингама из двенадцати. Оставалось восемь…
Согласно разработанному маршруту, пятым Джотирлингамом стал Маликарджунасвами, находящийся в Шри Брахмарамба Маликарджунасвами Темпле в Шрисайламе (штат Андхра Прадеш). Шрисайлам — город, расположенный в кольце невысоких гор в окружении густого леса. Перед тем, как попасть на даршан Маликарджунасвами, нашим паломникам удалось получить благословение в храме Сакши Ганапати, принять омовение в целебных водах Патала Ганги, отстояв трехчасовую очередь, прикоснуться к огромной, покрытой серебром фигуре Нанди, а затем, наконец, поклониться заветному Джотирлингаму и даже прикоснуться к нему. И через несколько часов нахождения в Шрисайламе у всех участников ятры появилось ощущение, что они уже много дней живут в этом уютном городке, где в громкоговорителях по всему городу звучит мантра: «Ом Намах Шивая…»
Шестым и седьмым по счету Джотирлингамами стали Аунда Нагнадх и Парли Вайджьянадх в штате Махараштра.
Великолепный храмовый комплекс Аунда Нагнадх, построенный во времена Пандавов, с крепкими стенами и широкими проходами, он неплохо сохранился до наших дней. Завораживает уникальная архитектура. Овальное здание центрального храма поддерживают восемь колонн. Внутри основного здания храма, в небольшом помещении ниже уровня земли, расположен Джотирлингам, накрытый серебряным куполом. Свамиджи удалось не только поклониться Джотирлингаму и прикоснуться к нему, но и выполнить абишек.
За деревней Парли на высоком холме построен каменный храм Вайджьянадх. Храмовый комплекс окружён со всех четырёх сторон прочными стенами и открывается огромной, широкой лестницей. Великолепной серебряной чеканкой отделаны вход в алтарную комнату и сам Джотирлингам. Над Джотирлингамом в тот момент висели шесть сосудов, дхарапатра, из которых струилось молоко, а рядом сразу несколько семей под руководством браминов выполняли абишек. Свамиджи и сопровождавшие его саньяси также имели возможность совершить ритуал и прикоснуться с Джотирлингаму.
Двигаясь по разработанному маршруту, в штате Махараштра наши паломники по пути познакомились с пещерами Эллоры, всемирно известными Храмами в скалах. Пещеры Эллоры — это 34 помещения, высеченные в вертикальных склонах скал Шаранандри. Официальный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, пещеры Эллоры включают в себя 12 буддистских, 17 индуистских и 5 джайнских монастырей, созданных в период между 6 и 10 столетиями. Большая часть комнат и фигур сохранилась до наших времен, они не несут религиозной ценности и являются больше шедевром искусства.
Восьмой Джотирлингам, который посетила группа, Гришнешвар, находится в 1 км от Эллоры. Стены храма поражают своей уникальной резьбой. Традиционно напротив входа в комнату с главным алтарем расположена великолепная статуя быка Нанди, а позади Джотирлингама — удивительно красивая мурти Богини Парвати.
Продолжая Джотирлинга Ятру, наши паломники остановились в городе Ширди, где жил в конце позапрошлого — начале прошлого века Святой Ширди Саи Баба, равно почитаемый и мусульманами, и индуистами. Несмотря на то, что Ширди Саи Баба оставил свое тело в 1918 году, до наших дней тысячи паломников ежедневно стремятся попасть на даршан к месту его махасамади. Мужчины и женщины разных возрастов спешат с преданностью и любовью положить к этому месту благоухающую гирлянду из роз и прикоснуться к святыне. Свамиджи и сопровождающие его саньяси, поклонившись месту махасамади Ширди Саи Бабы, получили даршан и продолжили дальше свое паломничество.
Девятый Джотирлингам находится в городе Тримбак (штат Махараштра) в храме Траямбакешвар. Окруженный горами, храм стоит на горе Брахмагири вблизи истока священной реки Годавари. Сам Джотирлингам отличается от всех тем, что состоит из трех частей, символизирующих Брахму, Вишну и Шиву.
Ни охранники храма, ни полиция не соглашались пропустить группу в храм. Это не очень удивило, так как во многие храмы вход иностранцам запрещен. Однако, полученные ранее благословения Господа Ганеши и Ханумана совершили невероятное. «Случайно» встретившийся главный пандит храма Траямбакешвар не только помог пройти на территорию храма, но и дал возможность Свамиджи совершить абхишек Джотирлингаму.
Двигаясь дальше по маршруту, теперь в длительных переездах автобусами, наши паломники добрались до десятого Джотирлингама, Бхимшанкара (штат Махараштра), находящегося в одном из самых древних храмов Шивы в этом регионе Индии. Его история насчитывает почти 3000 лет. Храм построен в стиле «хемадпанти» и украшен статуями. Рядом расположен храм быка Нандина с огромным колоколом, сделанным в 1721 г., эхо которого разносится далеко в горах. Храм не имеет высокой стены и доступен для свободного посещения и фотографирования.
Прикоснувшись к святыне и совершив необходимый ритуал, Свамиджи и саньяси отправились к одиннадцатому Джотирлингаму, отдыхая в пути в переполненном людьми автобусе.
На остров Омкарешвар, находящийся в 77 км от Индора (штат Мадхья Прадеш), автобус въехал через мост. В этом месте священная река Нармада, разветвляясь на два рукава, омывает двухкилометровый клиновидный остров с песчаными берегами. Сам остров пересечён несколькими глубокими ущельями и напоминает своими очертаниями знак Ом. На мосту водитель заглушил двигатель и вышел из автобуса с несколькими пассажирами. Они выполняли пуджу, и только после предложения Нармаде гирлянды цветов, благовоний, сладостей и мелких монет все вернулись на свои места и поехали дальше.
Продвигаясь пешим ходом по извилистым улочкам города, поднимаясь по множеству ступенек от храма к храму, паломники имели возможность снова и снова полюбоваться панорамой течения реки Нармада. На самом острове расположен главный храм города — Омкарешвар Мандир, в котором находится Джотирлингам. Храм с высокой башней, украшенный каменной резьбой, построен в североиндийском стиле «нагара». После полученного даршана и выполненного ритуала абишек Свамиджи и саньяси решили совершить двухкилометровую парикраму вокруг острова. На пути парикрамы встретилось большое количество больших и маленьких храмов, полуразрушенных и только что отстроенных — и все они в большей части были посвящены Господу Шиве. Серединой парикрамы считается праяг, где два потока Нармады, огибая остров, соединяются сами с собой, а заканчивается парикрама там же, у входа в Омкарешвар Мандир. Местные жители уверяли, что на материке, напротив Омкарешвар Мандира в храме Мамлешвар, находится второй Джотирлингам, имеющий отношение к этой местности. Ранним утром следующего дня группа получила даршан в этом храме.
Город Удджайн, лежащий на берегу священной реки Шипр, является местом расположения двенадцатого по счету Джотирлингама, который находится в Махакалешвар Мандире. Башни большого храмового комплекса выкрашены краской шафранного цвета, что придает им особенно впечатляющий вид. Этот комплекс — современная замена старого, который был разрушен в 1234 г.
Помещенный в маленькой подземной алтарной комнате, Джотирлингам установлен на твердом серебряном постаменте и весь увешан гирляндами из цветов, листьев бильвы, которые подносят паломники. Воздух наполнен ароматом дымящихся благовоний и цветов розы. Символично, что все двенадцать Джотирлингамов представлены здесь в виде маленьких храмиков. Получив даршан у главного алтаря, Свамиджи и саньяси заглянули в каждый храмик, прикасаясь к шивалингамам. На территории храмового комплекса для паломников предусмотрена возможность за отдельную плату сфотографироваться на фоне храма. Фотография получилась не самого лучшего качества, но в нашем архиве она теперь имеется, как часть нашей истории.
После встречи с необычным пандитом из Траямбакешвара, появляясь в очередных святых местах и храмах на намеченном пути, наши паломники испытывали ощущение, что их очень хорошо знают и ждут их появления. Не исчезало ощущение, что совершаемая Ятра и все, связанное с ней, происходило именно в то время, когда и должно было произойти.
У самих индусов есть сомнения в определении точного месторасположения нескольких Джотирлингамов, таких как: Вайдьянадх в Парли (штат Махараштра) и в Деогаре (штат Джаркханд), а также Нагнадх в Аундхе (штат Махараштра) и в Дварке (штат Гуджарат). Поэтому было принято решение посетить все упомянутые святыни, которых теперь оказалось больше двенадцати. Последними по посещению в запланированном маршруте были Джьотирлингамы, находящиеся в храмах Сомнатха и Дварки (штат Гуджарат).
Храм Сомнатхешвар, расположенный в городке Сомнатх, стоит здесь с древнейших времен. Несколько раз, начиная с 722 года, он подвергался разграблению и разрушению. Действующий в настоящее время храм был восстановлен в 1950 году. Большое здание украшает 50-метровая башня, возвышающаяся над главным алтарем. Рядом с храмом сохранились руины, оставшиеся после разрушительных набегов. В 100 метрах от большого современного храма стоит небольшой храмик, где, по утверждению местных жителей, находится настоящий Джотирлингам. Ежедневно в этом храмике тоже совершаются ритуалы и пуджи, и паломники имеют возможность прикоснуться к Лингаму. Свамиджи и саньяси получили даршан в обоих храмах. Музей Прабхаспатан хранит некоторые сохранившиеся фрагменты величественного храма прошлого, что позволяет еще глубже прочувствовать преемственность духовности, не зависящей от исторических катаклизмов.
Город Дварка — находится на самом западе Индии, в штате Гуджарат. По легенде Дварка (или Дварапати, как она называлась в древности) была столицей королевства Кришны. В 30 км на север от Дварки находится остров Бет Дварка. По легенде — это все, что осталось от древней Дварки, поглощенной морем.
Храм Нагешвар Махадев расположен на пути между городом Дварка и островом Бет Дварка на побережье Саураштра в Гуджарате. Рядом с храмом возвышается двадцатипятиметровая статуя сидящего Господа Шивы.
Добравшись на «необычном» мототранспорте до храма, наши паломники свободно подошли к алтарю. Вот уже в который раз, главный пандит, словно ожидая появления Свамиджи, жестом пригласил группу внутрь алтарной комнаты к Джотирлингаму. Под чтение гимнов брамин вложил в руки Свамиджи медный сосуд, калаш, наполненный молоком, и листья бильвы…
26 января 2014 года, выполнив ритуал в последнем храме, Свамиджи завершил Джотирлинга Ятру.
Там же в Дварке Свамиджи одновременно завершил и Бара Чар-дхам Ятру. Неоднократно встречалась информация, что в индуизме выделяются четыре наиболее чтимые святые места паломничества, расположенные в разных концах Индийского субконтинента: Пури на Востоке, Рамешварам на Юге, Дварка на Западе и Бадринатх на Севере. Именно их каждому индуисту рекомендуется посетить в течение своей жизни.
На этом этапе путешествия до приезда нового состава группы студентов Академии оставалось больше трех недель. Следуя рекомендации Гуруджи проводить не меньше месяца в году в ашрамах, Свамиджи решил посвятить это время духовным практикам в одном из традиционных ашрамов Индии — Анандашраме.
Четвертая часть большого паломничества к Алтарю Мира, заключалась в праздновании великого праздника Махашиваратри в Варанаси, на берегу Ганги. Ранним утром 27 февраля в храме Брахмешвар был проведен Рудра Абишек, и тантрическая церемония — яджна.
Письменные отзывы участников поездки