27 ноября 2014 года в 16:30 закончился праздник Sat Chandi Mahayajna / Sita Kalyanam.
«…Свадьба Рамы и Ситы состоялась на пятый день светлых двух недель, Аграхан (Agrahan), то есть сегодня. По традиции свадьба проводилась в сумерках. Мы называем этот час годхули (godhuli) или дэвадхули (devadhuli). Годхули означает пыль от коров. Когда коровы возвращаются домой в темноте, они поднимают копытами пыль, поэтому в Индии это время известно как годхули. Это было часом свадьбы Ситы.
… День свадьбы Ситы называют Виваха Панчами (Vivaha Panchami) в Северной Индии и Сита Кальянам (Sita Kalyanam) в Южной Индии. Это случилось не пять тысяч или шесть тысяч лет назад, а в Трета югу, которая происходила миллионы лет назад. У индусов есть разные исчисления времени. Мы не полагаем, что сотворение свершилось пять тысяч лет назад. Мы полагаем, что сотворение мира свершилось миллиарды лет назад, и человечество родилось более миллиарда лет назад. Это также подтверждается современной наукой. Индусы верят, что сотворение имеет четвертичный цикл: Сатья, Трета, Двапара и Кали. Приблизительный период Кали юги составляет 432 000 лет. Из них, прошло пять с лишним тысяч лет и осталось впереди еще много времени. Мы увидели начальный период Кали юги. В два раза больше длится Двапара юга — 864 000 лет, в два раза больше длится Трета юга, и еще в два раза больше длится Сатья юга. Это — один цикл chatur (четыре) юги. Это — индусская концепция времени.
Сита и Рама не просто символы. Они — часть истории Индии…»
Свами Сатьянанда Сарасвати
28 ноября 2014 на поезде Jasidih — Varanasi с небольшим опозданием Свами Акхилешварананда и инструктора прибыли в город Господа Шивы Варанаси, где началась очередная ятра в жизни Свами Акхилешварананды Сарасвати — «Сапта Пури»
"Семь священных городов Индии, Сапта Пури (санскр. «Семь городов»), особо почитаются последователями индуизма всех течений. Посещение семи святых мест с выполнением сопутствующих ритуалов — важный шаг на пути к избавлению индивидуальной души от всех будущих перерождений и достижению Мокши.
Ayodhya Mathura Maya Kasi Kanbchi Avantika I
Puri Dvaravati chaiva saptaita moksadayikah II
Каждый паломник знаком с этим старинным стихом. Семь городов, посещение которых дает освобождение, в Индии уже несколько тысяч лет считаются священными.
Первый город, один из часто посещаемых Свамиджи, город Шивы — Варанаси.
Этот город — главный священный город Индии с незапамятных времен. Когда Индия была колонией Англии, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши — «город света».
Варанаси — самый древний живой город на Земле. Он упоминается в Риг-Веде, Махабхарате и Рамаяне. Он — современник Вавилона, Луксора и Ниневии. Однако от величия тех метрополисов остались только древние руины; Варанаси же жив-здоров до сих пор. Марк Твен, побывавший здесь когда-то, заметил: «Варанаси старше истории, старше традиций, старше даже легенд — а выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые».
Говорят, что этот город настолько наполнен духовной силой, что даже камни, валяющиеся там под ногами, считаются святыми. Шанкарачарья, великий философ-святой VIII века, писал:
«В Каши сияет Свет.
Этот Свет освещает все.
Тот, кто знает этот Свет,
Истинно пришел в Каши».
И слова Шанкарачарьи истинны и по сей день.
В «Каши Пуране» написано, что человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши — и того больше, а уж пришедший в Каши — и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит — уже быть на пути к просветлению.
Не удивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной.
У Варанаси странная география — он стоит на трех холмах, которые считаются тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу Ганги — на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается «тем миром», куда Шива переправляет души умерших.
В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Как говорят: «Кашьям маранам мукти» — «Смерть в Варанаси это освобождение». А воды реки Ганги в Варанаси смывают грехи с любого смертного — и, кстати, Ганга, текущая на юго-восток, вопреки всем законам логики в Варанаси течет в противоположную сторону — на север, в сторону Кайлаша.
А еще Варанаси — город ашрамов, святых и ученых. Было время, когда он носил название Анандавана — «лес блаженства»; когда-то на месте, где сейчас находится шумный и пыльный город, были леса, заполненные ашрамами, куда со всей Индии собирались святые, философы и ученые. Историки считают, что именно здесь появились первые Упанишады и сама философия Адвайты (Недвойственности).
Когда же на месте ашрамов вырос город, он стал известен на всю Индию как центр наук и искусств.
Все основные философы и религиозные реформаторы Индии — от пророка джайнизма Махавиры и основателя религии сикхов Гуру Нанака до Шанкарачарьи и Рамануджи — приходили сюда, чтобы в спорах усовершенствовать свою доктрину. Недаром именно в пригороде Варанаси — Сарнатхе — Будда произнес свою первую проповедь.
Здесь прожил большую часть своей жизни святой поэт-мистик Кабир. А еще Варанаси — это то самое место, где зародилась Аюрведа; Патанджали, основоположник Аюрведы, индийской грамматики и автор первого трактата по йоге, был напрямую связан с этим городом.
Прошло время, и в самом Варанаси давно нет ашрамов; но вокруг него их до сих пор полным-полно. Древняя история продолжается.
ЛЕГЕНДЫ
Рассказывают, что Каши был избран Шивой в качестве места своего пребывания на Земле.
А дело было так : когда суровый аскет бог Шива взял в жены красавицу Парвати — дочь Гималаев, поначалу они обосновались в его небесном приюте на горе Кайлаш. Однако небесный дом — дело хорошее, но и богам нужно иметь опорную базу на земле. И вот однажды, когда они рассматривали землю с высоты своего небесного пристанища, их взгляд упал на город в излучине Ганги, наполненный сияющими дворцами, высокими храмами и садами — и тогда Шива и Парвати сошли с небес, чтобы сделать Каши своим домом на земле.
Энергия Шивы пронизывает каждый угол этого города; и даже когда Парвати начинает скучать по Гималаям и упрашивает мужа вернуться назад, Шива отказывается покинуть Каши, потому что Каши — это Авимукта; город, который он никогда не покинет.
Еще легенды гласят, что в Варанаси на дне Ганги находятся 5 миллионов лингамов, что делает и без того священные воды реки совсем уже святыми.
Однако, несмотря на всю святость, только редкостно неблагоразумный турист решится в них окунуться, ибо вода здесь мутна, течет медленно и в ней много чего плавает. Рекомендовать омовение в Ганге именно здесь я, при всем моем почтительном отношении к святыням индуизма, все-таки не возьмусь. Впрочем, это мое личное мнение; некоторые местные жители даже чистят здесь зубы.
При этом, как ни странно, именно в Варанаси можно увидеть пресноводных дельфинов.
ХРАМЫ
Невозможно сосчитать количество храмов в Варанаси; по некоторым подсчетам, их там не меньше двух тысяч.
В некоторых нет отбою от паломников, некоторые известны только местным жителям, а о некоторых вспоминают только раз в году. С древних времен обслуживание этих храмов — основное занятие жителей Варанаси. Даже главная индустрия города — известные на всю Индию шелка Варанаси, которые славились еще во времена Будды — появилась когда-то только потому, что жрецам храмов и изображением божеств нужна была одежда.
И в Варанаси присутствуют храмы всех без исключения божеств индийского пантеона: от Вишну, Сурьи, Ганеши и многих аспектов Матери-Дэви до планет, полубогов, йогинов и поэтов — все аспекты индуизма празднуются здесь.
Но в этом священном городе нет ни одного храма, который был бы построен ранее XVIII века. Дело в том, что, будучи главной святыней индуизма, Варанаси, начиная с XII века, постоянно подвергался уничтожению и разорению.
Эту печальную историю можно проследить на примере главного храма Варанаси — Каши Вишванатха.
Каши Вишванатх, «Золотой храм», самый священный храм Варанаси; здесь находится один из 12 джйотирлингамов — Ади Вишвешвара.
Легенды гласят, что храмы под разными названиями — Ади Вишвешвар, Авимуктешвар, Омкарешвар — находились на этом месте уже много тысяч лет, поскольку именно здесь появился первый джйотирлингам. В Пуранах, древних священных книгах, написанных между V веком д.н.э и V веком н.э., упоминается, что на этом месте находился огромный храм Мокшавилас. В XII веке он был уничтожен мусульманскими армиями. Его отстроили заново, но в XIII веке он был вновь стерт с лица земли армией султана Радзьи.
Во время правления великого Акбара Каши возродился, и вместе с Каши возродился и храм. Но вскоре он был вновь уничтожен правнуком Акбара разрушителем Аурангзебом, и на этом месте была выстроена мечеть.
Нынешний храм был построен в 1785 году; только на позолоту куполов было использовано 800 кг золота. В храме был восстановлен первоначальный лингам, во время разорения спрятанный в колодце Гьян Вапи.
Сам этот храм расположен в лабиринте маленьких узких улиц, в месте, называющемся Вишванатх Гали, и его даже не увидеть — он со всех сторон окружен домами. К тому же, не индуисту попасть туда сложно. Чтобы посмотреть хотя бы на его золотую крышу, туристы поднимаются на третий этаж магазина в соседнем здании. Но, как говорится, «где есть воля, там есть и путь».
Святыня храма — лингам Ади Вишвешвара — находится в обрамленном серебром углублении в полу; он всегда украшен цветами, а вокруг него вьется серебряная кобра, капюшон которой защищает его сверху.
Кедарешвар расположен на берегу Ганги; его полосатые красно-белые стены выделяются из всех других береговых построек.
Кедарешвар — один из первых храмов, упоминаемых в старинных книгах о Каши. Здесь поклоняются Шиве, как повелителю Кедарнатху («кедара» значит «поле» и говорят, что небесный «кедар» — это там, «где растет урожай освобождения». Шива — повелитель (натх) этого поля, и поэтому его называют Кедарнатх).
Этот храм символически представляет храм Кедарнатх в Гималаях, важнейший из храмов Шивы и место нахождения еще одного джйотирлингама, и считается, что посещение этого храма приносит тот же результат, что и посещение святилищ Кедарнатха и Бадринатха.
После Вишванатха, Кедарешвар считается самым священным храмом Варанаси.
В число других важнейших храмов Варанаси входит Аннапурна Бхавани (Annapurna Bhavani Temple) — из многих храмов Варанаси, посвященных разным аспектам Богини, этот главный, потому что именно в своем благожелательном аспекте Аннапурны Бхавани Великая Мать властвует в Варанаси.
Другим популярным храмом Варанаси является Храм Дурги (Durga Temple) .
В отличие от храма Аннапурны, здесь поклоняются Богине-Матери в ее гневном аспекте воительницы.
Этот красностенный храм находится около бассейна, называющегося Дурга Кунд. В народе этот храм часто называют Monkey Temple (Обезьяний Храм) — из-за большого количества обезьян, собирающихся вокруг него.
Шаничар — храм, посвященный Сатурну; здесь черному каменному образу Бога поклоняются, чтобы отвести от себя зло.
Шукрешвар — храм, посвященный Венере; сюда женщины приходят молить о рождении сына.
ГХАТЫ
Основная жизнь Варанаси сосредоточена в районе набережной Ганги. А набережная эта, в свою очередь, состоит из гхатов — «священных мест омовения».
В принципе гхат — это просто широкие каменные ступени, спускающиеся к воде. В Варанаси — 80 гхатов, и у каждого из них есть своя история, свои легенды; каждый из гхатов — это особый район, на каждом (и за каждым) происходит своя жизнь. Считается, что омовение в местных водах приносит такую же заслугу, как посещение храма. А поутру, когда из-за восточного горизонта встает солнце, сотни людей стоят по грудь в воде и поют Гаятри Мантру — наиболее священную мантру индуистов.
Гхаты Варанаси простираются на 5 километров вдоль выгнутого дугой западного берега Ганги: от Аси на юге до Радж Гхата на севере, у железнодорожного моста, пересекающего реку. Одним из важных ритуалов в Варанаси — это Панчтиртхи Ятра: путешествие по пяти наиболее святым гхатам — Аси, Кедар, Дасасвамедха, Панчганга и Маникарника. Считается, что эти пять гхатов обладают наибольшей духовной силой.
Каждый вечер на Дасасвамедха Гхате проводится Ганга Арати — церемония подношения зажженных ламп святой Ганге. Зрелище ни с чем не сравнимое; его очень удобно наблюдать с лодки.
Варанаси известен так же, как «Махашмашана» — «Великое Место Кремации».
Для правоверного индуиста величайшее счастье — это умереть в Варанаси и быть там сожженным — это гарантирует освобождение от цикла рождений и смертей. Многие паломники приезжают сюда в надежде здесь умереть. Но даже если умереть здесь не удалось, быть здесь кремированным — уже считается за счастье. Поэтому два из гхатов Варанаси — Махакарника и Харишчандра — целиком отданы кремации и считаются наиболее священными. Погребальные костры горят здесь и день, и ночь.
Во избежание ненужных инцидентов я должен отметить, что посторонним пялиться на это дело считается зазорным, и поэтому на туристов — особенно с фотоаппаратами — здесь смотрят довольно косо.
И вообще, лучший вид на Варанаси — из лодочки, плавающей по Ганге". (материал взят из интернета)
3 декабря 2014 в 4:10 утра на поезде Varanasi — Ayodhya Свами Акхилешварананда и инструктора отправились во второй по запланированному маршруту город Сапта Пури ятры — в Айодхью.
«Священный город Айодхья находится в штате Уттар Прадеш, на правом берегу реки Сарайю, в 555 км на восток от Дели.
Само слово «айодхья» на санскрите значит «то, против чего нельзя воевать». Считается, что город был основан первым из людей — Ману, которому это место подарил сам Вишну. Так это или нет — сложно проверить, но древность этого города и действительно не поддается определению.
Когда-то он считался одним из крупнейших и великолепнейших городов Индии и занимал площадь в 250 квадратных километров. Еще в «Брахманда Пуране» сказано, что Айодхья — один из шести святейших городов индуизма. А «Атхарва-веда» описывает Айодхью, как «город, построенный богами и процветающий, как рай». Здесь родились пять из 24 джайнских святых — тиртханкаров, включая самого первого, Шри Ришабха Дэва, основателя джайнизма. Да и сам Будда Шакьямуни тоже провел здесь немало времени.
Но в сознании каждого индуса Айодхья в первую очередь связана с жизнью божественного царя Рамы, седьмого аватара Вишну. Здесь он родился, здесь прошла его юность, отсюда он отправился на победоносную войну с демоном Раваной, сюда вернулся после победы и здесь окончил свои дни.
ХРАМЫ
Рамданмабхуни (Рамкот) — это место рождения Рамы; а теперь, к сожалению, еще и место практически неразрешимого религиозного конфликта.
Дело в том, что в древности здесь находился храм, посвященный Раме. В средние века он был разрушен, и на его месте султаном Бабуром была воздвигнута мечеть Бабри.
В 1992 году толпа воинствующих индуистов уничтожила эту мечеть; многие коренные жители считают, что виной этому — политические игры, не имеющие никакого отношения к религии. Теперь статус этого места никак не может решиться; там воздвигнуто временное индуистское святилище, но вход в него сопряжен с большими трудностями.
Со времени этого конфликта Айодхья — не самое безопасное место для посещения.
В число остальных храмов Айодхьи входят:
Хануман Гархи — самый популярный храм города, один из главных храмов Ханумана в северной Индии.
Нагешварнатх — единственный храм города, посвященный Шиве. По легенде, он был воздвигнут сыном Рамы, принцем Кхушем.
Дашратх Бхаван — тихий маленький храм, посвященный Раму, Сите и Лакшману.
Канак Бхаван — впечатляющий храм-дворец, построенный в 1891 году.
ГХАТЫ
Раз в Айодхье есть река, значит, помимо храмов, конечно же, есть еще и гхаты.
Основным их них считается великолепный Гупта гхат. Именно здесь по легенде Рама расстался с жизнью». (материал взят из интернета)
8 декабря поздней ночью поездом из Хайдерабада Свамиджи и сопровождающая группа прибыли в Шрисайлам.
Шрисайлам, известный как ''Южный Кайлаш'' — одна из самых древних и самых почитаемых Кшетрам (святынь) Господа Шивы в мире. Эта Кшетрам расположена на вершине холма Шрисайлам (в других источниках Шрипарвата или Шригири), в густом лесу Налламалла в районе Курнуул штата Андхра Прадеш, по правой стороне святой реки Кришна с четырьмя основными и четырьмя дополнительными ''воротами'', занимает 386 км в длину и 386км в ширину, общей площадью около 150 кв км.
В этом огромном Кшетра, помимо главного храма Шри Малликарджуна Свами и храма Шри Брамарамба Деви, каждый шаг по земле дарит преданным чувство святости. Несмотря на то, что здесь есть тысячи мест, на которые можно посмотреть, не все так просто увидеть.
В 5 км от Шрисайлама находится местечко Паладхара-Панчадхара. Потоки воды Паладхара текут беспрерывно. Они возникают и, протекая 6 метров, исчезают в самих себе, продолжая существовать на протяжении всего года, независимо от сезона. Называется Паладхара так, потому что считается, что она берёт своё начало изо лба Господа Шивы. Панчадхара — потому что происходит из 5 ликов Господа Шивы, таких, как: Сатьоджата, Вамадэва, Агхора, Татпуруша и Исана. Вода обладает целебными свойствами, преданные набирают её для выздоровления. Считается, что книгу Шиванандалахари Ади Шанкара написал здесь.
Наивысший пик горного хребта Шрисайлам, Сикхарешварам, имеет в высоту более 863 м над уровнем моря. Он расположен не доходя 8 км до главного храма. Господа Вирашанкару называют Сикхарешвара. В прошлых столетиях преданные добирались до Шрисайлама пешком сквозь густой лес. Устав, они не могли больше двигаться дальше и хотели посмотреть на храм, после чего они уже могли возвращаться. Согласно Пуранам «Srisaila Sikharam drustya punarjanma navidyate….» Считается, что даже только посмотрев на этот Сикхарам, человек избавляется от всех грехов. Он становится свободным от цикла перерождений.
Особенно почитаемая индуистами священная река Кришна, протекающая вдоль Шрисайлама, называется также Патала Ганга. Тысячи паломников приезжают совершить омовение в ней, чтобы смыть накопленные грехи. Вода в ней очень чистая и имеет свойства исцеления от кожных заболеваний. Река Кришна протекает примерно в 1000 м ниже вершины холма. Она очень красива в районе холма, где её называют Патала Ганга. Частью паломничества в Шрисайлам является посещение Патала Ганги и купание в ней. Многие паломники приносят воду на вершину, чтобы искупать в ней изображение Господа Малликарджуны.
«Подойдя к горе Шри, на речном берегу надлежит совершить омовение; за это обретает паломник плод ашвамедхи и идёт в небесный мир. На горе Шри, озаряясь величием, в несказанном блаженстве пребывает вместе с Богиней сам Махадева, а также Брахма в окружении Тридесяти богов. Если блюдущий чистоту, властный над своим сознанием паломник омоется там, в Пруду богов, то он получит плод ашвамедхи, и приобщится высшему из состояний духа.» (Махабхарата, Араньякапарва, Сказание о паломничестве к тиртхам, гл. 83)
Считается, что те, кто поклоняется Господу Малликарджуне, получают мгновенную удачу, все их грехи смыты и после смерти они достигают Мокши, освобождения.
Самая привлекательная особенность этого храма — то, что любой человек, из любой касты и вероисповедания, может прикоснуться к Божеству и совершить обряд поклонения — обычай, который распространен далеко не везде в Андхра Прадеше.
С 12 декабря началась еще одна серьезная ятра в жизни Свамиджи и Академии Йоги — Панча Бхута Стхала.
Панча Бхута Стхала — наименование пяти храмов Шивы, каждый из которых представляет проявление одного из пяти главных элементов природы — земли, воды, воздуха, неба, огня.
Панча значит 5, бхута — означает элементы и стхала означает место.
Все эти храмы расположены в Южной Индии: 4 храма в штате Тамил-Наду и 1 в штате Андхра-Прадеш.
Считается, что 5 элементов воплощены в пяти лингамах, установленных в святилищах этих храмов, и каждый из лингамов представляет Шиву в одном из аспектов мироздания — его основных элементах, которого они олицетворяют.
Индийская философия связывает происхождение жизни с пятью основными элементами, на санскрите эти элементы называются:
— притхви — земля,
— джала — вода,
— вайю — воздух,
— акаша — небо или эфир,
— агни — огонь.
Индуизм видит божественность в первооснове мира и поклоняется Божеству, проявленному через эти основные элементы. Обратите внимание, что древняя ведическая религия обожествляла каждый из них в отдельности. Вы можете вспомнить, что в Древней Индии Агни был Богом огня, Вайю — ветра и т.д. Здесь же, в панча бхута стхала все элементы — части единого Бога, и Шива почитается как проявление этих элементов в 5 древних храмах Индии. Поэтому панча бхута стхала является одной из совокупных святынь и местом паломничества шиваитов (тиртха ятра).
Панча бхута стхала являются следующие храмы:
храм Шрикалахасти (Srikalahasti, так же Kalahastishwar) — там находится Вайю лингам,
храм Аннамалайяр/Аруначалешвар (у подножия горы Аннамалаи, другое ее название Аруначала) в Тируваннамалаи — Агни Лингам,
храм Чидамбарам (Chidambareshwar) — Акаша Линга,
Экамбарешвар (Ekambareshwar) в Канчипураме — Притхви Линга
храм Джамбунатх (Jambukeshwar) рядом со Шрирангамом — Джала Линга.
ХРАМ ЭКАМБАРЕШВАР
Этот знаменитый храм в Канчипураме представляет элемент — Земли. Богиня Парвати поклонялись Господу Шиве под деревом манго и благодаря лингаму, сделанному из земли, смогла воссоединиться с ним. Этот древний храм по легендам существовал еще до 600 г. н.э. и был воспет шиваитским святым Сундарамурти Найянарr, который восстановил свое зрение после поклонения Господу в этом храме.
ХРАМ ШРИКАЛАХАСТИ
Этот храм расположен в штате Андхра-Прадеш на берегу реки Сварнамукхи. Она называется также Дакшина Кайласам. Согласно легендам, именно в этом храме Господь Шива появляется с пятью лицами, означающими пять элементов — земля, вода, огонь, небо и воздух. Святые Древней Индии провозгласили, что лишь один визит в этот храм является достаточным для начинающего преданного, чтобы обрести спасение и освободиться от грехов прошлых жизней. Все пагубные влияния в гороскопе двух зловредных созвездий, Раху и Кету, смягчаются, когда возносятся молитвы в этом храме. Еще одной интересной особенностью этого храма является то, что Господь Шива воплощает в себе все 8 планет, кроме Сатурна.
ХРАМ АННАМАЛАИ/АРУНАЧАЛЕШВАР
Легенды говорят, что Господь Шива проявлялся в виде столба пламени в Тируванамалаи, дабы показать свою мощь Господу Вишну и Господу Брахме. Он также принял в этом месте форму Ардханаришвара (Ardhanarishwara, наполовину мужчина, наполовину женщина). Считается, что вся гора Аруначала является лингамом, проявлением Шивы в форме элемента огня, это место в индонете описано подробно.
ХРАМ ДЖАМБУКЕШВАРА
Этот храм находится в Тирунаиквиле, это небольшая деревня рядом со Шрирангамом, в 3 км от Тричи на берегу реки Кавери. Это место называется также Аппу Стхалам. В этом храме представлены 2 божества — Господь Шива в образе Джамбукешвар и Богиня Парвати как Акхиландешвари. Они сидят лицом друг к другу. По легенде именно в этом месте Парвати получила от Шивы посвящение в изучение космических истин. Говорят, что верующие могут видеть, как в этой святыне вода проступает из Лингама и сочится на алтарь.
ХРАМ ЧИДАМБАРЕШВАР
Храм города Чидамбарам посвящен Шиве в виде Натараджи (Владыки Танца), и который в алтаре этого храма изображается танцующим в позе Ананда Тандава, танце творения мира.