Бхубанешвар — административный центр штата Орисса. Население города около 800 тыс.чел. Важный экономический и религиозный центр. Известен еще с 8-13 веков как Город Храмов. Однако из всего богатства храмов сегодня их сохранились всего около 500. Самый крупный и значительный из них — храм Лингарадж. Наиболее известные из других — Вайтал Мандир, Сиддхешвар и Кедаргаури. Ежегодно здесь проводится фестиваль колесниц, Ашокаштами,и другие религиозные праздники, привлекающие тысячи поклоняющихся.
Храм Лингарадж это индуистский храм, посвященный Харихара, единой форме Шивы и Вишну. Он является одним из старейших храмов в Бхубанешваре, столице штата Орисса. Храм является самым заметным ориентиром города Бхубанешвар и одной из главных туристических достопримечательностей государства.
Храм Лингарадж — самый большой храм в Бхубанешвар. Его центральная башня имеет 55 м в высоту. Храм построен в архитектурном стиле Калинги. Храм, как предполагают ученые, был построен правителями из династии Сомавамси, впоследствии в разное время достраивался. Храм имеет четыре компонента, а именно: вимана (святилище), джагамохана (актовый зал), натамандир (концертный зал) и бхога-мандапа (зал предложений), каждый из них имеет разную высоту. Храмовый комплекс включает также 50 других святилищ и окружен большой стеной.
Бхубанешвар называется Экамра Кшетра, т.к. главное божество, Лингарадж, первоначально находился под деревом манго (Экамра), как отмечено в Экамра Пуране, санскритском трактате 13-го века. Храм принимает сегодня активное участие в мероприятиях, проводящихся для поклоняющихся, в отличие от большинства других храмов в Бхубанешваре. Шиве здесь поклоняются как Господу Харихара, совмещенной форме Вишну и Шивы.
Так было не всегда; ранее здесь поклонялись Господу Шиве в разных формах, пока не появилась традиция поклоняться форме Лингама. Но времена менялись, и с 12 века, со времен правления династии Ганга, в обществе усилились космополитические тенденции, когда появилось и укрепилось влияние Джаганнатха секты. Вследствие этого, в храме стали поклоняться образам Вишну и Шивы. Так происходило вызванное потребностями эпохи сближение шиваизма и вайшнавизма. Черты этого видны также и в храме Джаганнатха в г.Пури, построенном в 12 веке.
Однако в храме хранится также и Сваямбху Лингам — камень, не обработанный руками человека и имеющий созданную природой форму Лингама, лежащего на Йони; это символ поклонения прежних веков. Такая форма Лингама называется Куртиваса, на территории Индии насчитывается 64 таких Лингама.
При поклонении этому Лингаму здесь предлагаются как листья туласи, посвященные Господу Вишну, так и листья бильвы, посвящаемые Господу Шиве. С тех времен в традиционных праздниках появились фестиваль колесниц, праздник Солнца, фестиваль качелей, притворная традиционная ссора между священниками после фестиваля колесниц.
Храм принимает в среднем 6000 посетителей в обычные дни и сотни тысяч посетителей во время фестивалей. Шиваратри-фестиваль является главным праздником, отмечаемым в этом храме, а в 2012 году этот фестиваль посетили 200000 поклоняющихся.
«Лингарадж» буквально означает «царь лингама», обозначающего одну из форм Господа Шивы. Шиве здесь первоначально поклонялись как Куртиваса, а затем как Харихара, и обычно его называют Трибуванешвар (другое название Бхубанешвара), Господин трех миров, а именно: неба, земли и преисподней. Его супруга именуется Бхубанешвари.
Храм в его нынешней форме восходит к последнему десятилетию одиннадцатого века. Существует доказательство того, что часть храма была построена в шестом веке нашей эры, как упоминалось в некоторых из санскритских текстов седьмого века. Другие исследователи считают, что храм, возможно, было основан Лалат Инду Кешари, правившим с 615 до 657 годов н.э. Актовый зал, святилище и башня храма были построены в 11 веке, в то время как зал предложений был достроен в двенадцатом веке. Концертный зал, натамандир был построенмежду 1099 и 1104 годами. К тому времени храм Лингарадж был полностью достроен.
Согласно некоторым данным, храм, как полагают, был построен Сомавамши, владыкой Яяти (1015-1040), в течение 11-ого столетия нашей эры. Яяти Кешари перевел столицу из Джайпура в Бхубанешвар, который был упомянут как Экамра Кшетра в Брахма Пуране. Одна из цариц, жен раджи Сомавамши, пожертвовала храму деревню, и брахманы, обслуживавшие храм, получили щедрые дары. Традиция подношений храму удостоверяется надписями на стенах храма. В частности, надпись 1094 г. (или 1172) указывает на подношение золотых монет храму от раджи Раджараджи. Еще одна надпись 11-го века указывает на предложение листьев бетеля, как на акт поклонения Верховному Божеству. Другие каменные надписи в храме указывают на царские пожертвования от Чодаганга жителям близлежащих деревень.
Архитектура
Один из авторитетных исследователей Индии, Джеймс Фергюссон, оценил храм Лингарадж как «один из самых прекрасных примеров чисто индуистского храма в Индии».
План храма Лингарадж: вимана (святилище), джагамохана (актовый зал), натамандир (концертный зал) и бхога-мандапа (зал предложений) Над каждым помещением отдельный купол. Стены имеют толщину 2,3 м. С внутренней стороны стены имеют защитную террасу. Каждый сантиметр башни высотой в 55 м. украшен скульптурными изображениями. Башня высотой 45 м. и прилежащий комплекс имеют 150 небольших святилищ в своем просторном внутреннем дворе. Дверь на входе с этого крыльца сделана из сандалового дерева. Храм обращен к востоку и построен из песчаника и латерита. Главный вход расположен на востоке, но есть и небольшие входы с севера и юга.
Бхога-мандапа (зал предложений) имеет высоту в 13 м, четыре выхода открыты в каждую из сторон. Наружные стены зала украшены декоративными скульптурами людей и животных. Зал имеет пирамидальную крышу, выполненную из нескольких горизонтальных слоев, расположенных двумя частями с промежуточными платформами. Натамандир (концертный зал) имеет в высоту 12 м. В нем есть один главный и два боковых входа. Боковые стены зала украшены скульптурными группами с изображением танцующих людей. Внутри зала есть толстые пилоны. Эта часть храма имеет плоскую ступенчатую крышу. Джагамохана (актовый зал) имеет входы с юга и севера. Крыша этой части храма поднимается на 30 метров. Крыша имеет пирамидальную форму, составленную из нескольких частей. Фасад возле входа украшен изображениями львов, сидящих на задних лапах. Львы украшают также и часть купола. Шпиль главной башни поднимается на высоту 60 м. над виманой. Эта часть храма покрыта декоративными изображениями женских фигур в различных позах, ее также украшает изображение льва, выступающее из стены. Святилище имеет квадратную форму. Храм имеет огромный двор, заполненный сотнями отдельных маленьких святилищ.
Фестивали и практики поклонения
Согласно индуистской легенде, подземная река, берущая начало из храма Лингарадж, сначала заполняет бак Биндусагар, и эта вода, как полагают, способна излечить физические и духовные болезни. Вода из бака считается священной, и паломники могут принять святое погружение во время праздничных мероприятий. Центральное божество храма — Лингарадж, ему поклоняются и как Шиве, и как Вишну. Гармония между двумя ветвями индуизма, шиваизмом и вайшнавизмом, выражается в этом храме в виде почитания Господа Харихара, совмещенной форме Вишну и Шивы.
Шиваратри является основным праздником. Он отмечается, как и по всей стране, в месяце фальгун, когда в храм стекаются тысячи преданных. По традиции принято воздерживаться от пищи в течение всего дня. Преданные в этот знаменательный день предлагают Лингараджу листья бильвы. Главные торжества проходят в ночное время, когда всю ночь воспеваются имена Бога. Пост обычно заканчивается после того, как зажигается Махадипа (огромная лампа) на шпиле храма. Для поклоняющихся поддерживается также обычай ежегодно в течение месяца шравана приносить воду к храму из реки Маханади. Со времен раджей в месяце Бхандра соблюдается суниан-день, когда храмовые служители, крестьяне и другие жители храмовых земель предлагают Лингараджу свою верность и дары. Проводится также церемония сандала; этот 22-дневный фестиваль празднуется в храме, когда служители храма сами совершают омовение в баке Биндусагар. В ходе праздника как Божество, так и служителей храма умащают при этом сандаловой пастой. Все мероприятия праздников, все танцы, шествия и игры устраиваются людьми, связанными с храмом.
Каждый год проводится фестиваль колесниц (Ратха-ятра) из Лингараджа, называемый Ашокаштами. Божества выносят из храма и размещают в ярко оформленные колесницы, а тысячи преданных тянут эти колесницы или следуют за ними.
Храм Лингарадж активен в практике поклонения, в отличие от других древних храмов Бхубанешвар. Есть ограничения для желающих посетить храм. Не допускаются по разным причинам даже многие индусы, но храм можно рассматривать также и со смотровой площадки, расположенной за его пределами. До смотровой площадки и задней части храма можно добраться через проход, расположенный справа от главного входа. В храм не допускаются люди с собаками, посетители в запачканной одежде, женщины в период менструации, а также члены тех семей, в которых кто-то родился или умер менее чем за 12 дней до этого. Для иностранцев предусмотрен ритуал очищения.
Во время служения Лингараджу предлагаются традиционные листья туласи и бильвы, а также вода, вареный рис, карри, сладости. В праздник Шанкранти некоторыми преданными предлагается гашиш. Божество приглашают принять подношения пением десятков санскритских гимнов.
Храм Лингараджа открыт с 6 утра до 9 вечера, перерыв с 12 до 3.30 организован на время предложения пищи божеству.