Как уже говорилось ранее, есть некоторые искажения в понятии «Духовное развитие». Идет сознательная и бессознательная подмена понятий духа на понятия психики.
Возьмем, к примеру, фразу «Сила Духа». В ней всегда подразумевается Уверенность в себе, Упорство в достижении цели, Несгибаемость, Амбициозность и т.п., то есть то, что касается психики, а не Духа.
Качества Духа — это Смирение, Сострадание, Преданность, Благодарность …
Развитие психических качеств — это брать, духовных — это отдавать.
Развитие психики — это стремление становиться сильнее, развитие Духа — это стремление сделать сильным другого.
Развитие психики — это жить для себя, развитие Духа — это жить для других, для другого.
Развитие психики — это путь война, путь Кшатрия; развитие Духа — это путь Саньясина, путь Брамина.
Что же дает тот и другой пути? В чем их разница?
Если вспомнить Первую ступень, есть 3 вида позитивного состояния, три вида кайфа, три вида жизни в позитиве — это Удовольствия, Счастье и Блаженство. Где самый примитивный — это Удовольствия и самый высший (во всех смыслах) — это Блажество.
Путь развития психики — это становиться счастливым, развитие Духа — это войти в состояние Блаженства.
Счастье — это интеллектуальное понятие, понятное разуму и им же (разумом, интеллектом) развиваемое. Поэтому существует масса информации о том, как стать счастливым, как сделать себя счастливым, как достичь счастья. Существуют способы, процессы, методы, понятные разумом и им же разработанные и развиваемые.
Блаженство же находится за пределами интеллекта. Поэтому-то и не звучит: «Становиться Блаженным, методика развития Блаженства» … Звучит: «Быть в состоянии Блаженства». То есть, Блаженство — это не интеллектуальное понятие. Оно выше, дальше ума, там, где он молчит, там, где его нет.
Итак, путь развития психических качеств, психики — это сознательное движение к Счастью через развитие ума, разума, интеллекта. Это путь Понимания, Рассуждения, Осмысления, Диалога, бесед и т.п. Это путь развития ЭГО. Йога, в особенности Джнана Йога, как методика познания ума, контроля ума, развития его и в какой-то степени управления им — очень подходит для этого пути. Это путь Чела.
Путь Духовного развития, путь развития Духовных качеств — это стремление войти в состояние Блаженства. Это путь Согласия, Смирения, Служения, Преданности. Здесь уже рассуждения не помогут, а наоборот, создадут преграду к дальнейшему движению. Здесь уже «Понимание — приз для идиота». Это путь уничтожения ЭГО. Это путь Саньясы. Это путь настоящего Ученичества, путь Шишья.
Первый путь — это путь двойственности, путь маятника: нравится-не нравится, интересно-неинтересно, радость-грусть, счастье-несчастье, хочется-не хочется, стремление-апатия. И чем интенсивнее занятия — тем сильнее раскачивается маятник.
Второй путь — это путь равновесия, отсутствия колебаний, тот самый Серединный Путь, о котором говорил Будда.
Возможности для движения в обеих путях создает Карма Йога, поэтому, как и утверждал Свами Сатьянанда «Без Карма Йоги никакого (ни психического, ни духовного) развития не возможно.
Гуруджи говорил, «можно быть йогом и не быть саньясином, можно быть саньясином но не быть йогом». Да. Для саньясина — йога — это где-то сзади, внизу, пройденная ступенька (или перепрыгнутая). Для йога саньяса — это где-то впереди, вверху, куда еще нужно карабкаться. А можно и не карабкаться, довольствуясь «простым человеческим счастьем».
Итак, какую же ставить цель? «По силам»? Или, понимая, что жизнь одна и другой возможности уже не будет, самую высокую?
Вопрос наиважный, так как в зависимости от того, какую вы ставите цель (сознательно или бессознательно), меняется вся ваша жизнь — ситуации, окружение, образ жизни, мир в целом! Более того, от этого будет зависеть будете ли вы Жить как Человек или существовать «как все».