Главная Новости Школы Академии Публикации Фотогалерея Отзывы Ссылки Видео Авторские статьи Ятры Контакты





Инструменты тантры

  Этимология слова «тантра»- это расширение ума и освобождение энергии. Тантра использует три базы для медитации. Одна база- это мантра, вторая- янтра и третья- мандала. Три базы используются не для того, чтобы сконцентрировать ум, а для того, чтобы очистить самскары, чтобы увидеть ум в целом- ум на вершине и ум на дне, ум, будь он хороший или плохой, а также латентные впечатления, бесконечные прообразы, которые обычно остаются подавленными и скрытыми, чаще всего, на протяжении всей нашей жизни.

  Психологи утверждают, что ум подобен айсбергу, часть которого вы видите, а часть которого скрыта. И это правда. У вас есть какие-то чувства; есть какие-то страхи и т.д., но вы не знаете всего остального об уме. Чувства, эмоции, страсти, любовь, ненависть, память это далеко не полный перечень содержания ума. Это только фрагменты общего содержания. Поэтому, мы должны знать свои самскары. Эти самскары нужно воплощать, олицетворять, а не оставлять подавленными и скрытыми. Мантра это самая мягкая база тантрической медитации.

  Мантра это не просто святое имя или божественный звук. Буквально слово «мантра» означает «созерцая которое, ум освобождается от навязчивых идей». Мантру нужно повторять вновь и вновь, и во время повторения вы сталкиваетесь с нарастающим отвлечением внимания и с колебаниями вашего ума, появляются множество мыслей. Вы должны просто наблюдать за ними. Из всего этого вы можете понять, что мантра это средство очищения области сознания.

  Янтры это геометрические диаграммы, которые символизируют различные формы энергии во Вселенной. Янтры влияют на ум, который впитывает их и затем самовыражается;  это очень мощное средство вскрытия более глубокого содержания ума.

  Мандалы это трехмерные формы. Это идолы, изображения, объекты и статуи, на которых концентрируются люди. Мандалы не имеют никакого отношения к поклонению Богу. В действительности, когда вы обращаете свой ум к базе этих мандал, ваше сознание овеществляется, объективируется. Это очень важный момент.

  Множество раз люди говорили мне: «Я имею большой опыт. Когда я сижу в медитации, я вижу цветы, леса, океаны, реки и луну». Я говорю: «Хорошо», потому что это ничего не означает. Это только означает, что ваше сознание находится в процессе трансформации.  

  В то время как происходит трансформация сознания, опыт и переживания ума отличаются от объективного опыта и переживаний. Вы можете созерцать цветок в саду это объективное переживание. Но когда вы визуализируете этот цветок в вашем уме (я использую слово «визуализировать», а не просто «думать») почти также четко как и в саду, это уже трансформация ума, которая произошла. 

  Некоторые люди могут визуализировать, а некоторые нет. Способность визуализировать может становится более интенсивной. И в конечном итоге развивается до той степени, когда ваше сознание принимает очертания этого объекта. Это и есть независимое состояние вашего ума.

  Через мантру, янтру или мандалу ум полностью очищается от отбросов, от авидья, от его ограничений, и тогда сознание становится динамичным, активным. Это динамичное сознание способно проецироваться на любой объект. Только помните, когда я говорю об уме и о сознании, я не имею ввиду психологические категории. Я подразумеваю, что ум и сознание это аспекты энергии, шакти.

  Материя и энергия это две формы друг друга, точно также как энергия это материя, и материя это энергия, но они отличаются своими проявлениями. Ум это тоже энергия, он существует отдельно от тела и мозга. Ум это отдельная реальность. Он может овеществляться, объективироваться, накладываться и может проявляться в различных формах. Это известно как независимая реальность.

 В Индии такие события называются даршан, что означает «видеть». Обычным образом я могу видеть вас, но этот процесс объективное восприятие, при котором ум зависит от функции глаз, а также предыдущих знаний о том что вы человек, а не животное. Ум вынужден зависеть от различных фактов, признаков и ресурсов, чтобы видеть; он не может воспринимать вас независимо. Однако, эту способность можно развить, и тогда я смогу видеть вас, а вы сможете видеть меня в плоти и крови, в любом месте, независимо от географической удаленности. Это и есть даршан.

  В тантре мы целенаправленно пытаемся материализовать один важный аспект сознания шакти, также известной под названием Деви. Сознание каждого находится в спящем, статическом состоянии. Поэтому в тантре говорят, что кундалини спит в мулдахаре чакре. Однако, с помощью тантрической медитации возможно пробудить кундалини, и откроются новые врата восприятия. Вы сможете увидеть своего ишта девата или собственное божество, или своего гуру во плоти и крови. Это и есть наивысшая реализация и проявление шакти, это и есть цель тантрической медитации.

  Когда вы собираетесь практиковать медитацию на мандалу, нужно выбрать определенный трехмерный образ и хранить этот образ перед собой как можно больше. Будь то образ шивалингам, Деви или Девы Марии. Этот образ должен быть не просто символом для вас. Он должен быть реальностью для вас. Настолько сильно, что вы не должны думать умом, что этот образ символизирует для вас. Этот образ должен быть реальностью, и вы должны отождествлять себя с этим образом, не только во время медитации, но и в любое другое время.

  Великая святая женщина Мирабай, будучи подростком, получила в подарок статую Кришны. Он сохранила эту статую на протяжении всей ее жизни, и хранила ее словно собственного мужа. Она развила в себе огромный духовный свет. Она достигла такого единения с мурти, со статуей Кришны, что много раз была спасена от смерти. Говорят, что перед смертью она вошла в святая святых главного храма в Матхуре и растворилась в идоле Кришны.

  Я рассказываю это для того, чтобы вы поняли: когда у вас есть образ, нужно полностью отождествлять себя с ним. Если это будет не так, вы просто выполните ритуальное поклонение. Для вас это должна быть не просто каменная статуя, не просто символ или изображение. Допустим у вас есть статуя Девы Марии. Вы должны чувствовать это: «Это Дева Мария». Вы не можете сказать, что да, это она жила 1900 лет назад, это ее статуя. Нет, этот символ должен быть реальностью. Должна быть глубина вашего видения, восприятия и ваше отождествление с ней. Это и есть научный подход к мандале для духовного осознания.

  Культурный Центр Восток-Запад, Лос Анджелес, США, 1982г. Опубликовано в Учениях Свами Шивананды, том.3    

Очень важно помнить, что йогу нужно практиковать для пробуждения первичной, изначальной силы. Когда вы познаете Себя, вы познаете свой ум, свое тело и познаете Вселенную.

Свами Сатьянанда


Казахстанская Академия Йоги
© 1992 — 2023
Контакты
Телефоны: 8 (7212) 51-06-69, 51-48-47

Email: akhilesh_sw@mail.ru, centreyoga@mail.ru
Skype: akhilesh_sw
Адрес
100017, Республика Казахстан г. Караганда, ул. Тулепова, дом 5/2, кв. 21
Сделано
в веб-мастерской
Даниила Йоля