ПОКЛОНЕНИЕ
Только тогда, когда физические и ментальные методы совершенствования рассматриваются в единстве с практикой поклонения, соблюдения обрядов, аспирант или джиджнясу(букв, «желающий знания») делает заметные шаги вперёд в сфере духовного и, в конечном счёте, осознаёт присутствие Божества в своём сердце.
Ум становится тем, о чем размышляет, по принципу пчелы и гусеницы (имеется в виду «волшебство» появления пчелы из невзрачной гусеницы). О чем вы думаете, тем вы и становитесь. Это
Так, в «Гите» сказано (XI, 54): «Всецело предавшиеся Мне души способны подлинно познать Меня, увидеть Меня и вступить в Мои божественные игры, о Парантапа!» В своих «Йога-сутрах» Патанджали не раз подчеркивает всю важность упасаны. Необходимость в личном Иштадевате или Божестве, Йогешваре, как, например, Господь Кришна или Господь Шива, предписывается даже для раджа-йогинов. Предайтесь Богу, который есть тело раджа-ниямы и крийя-йоги! «Посредством упасаны можно войти в самадхи»,— утверждает Махариши Патанджали.
Из всего того, что способствует духовному продвижению, Адхйятмике, (Мировая душа, высший дух способствует обретению и подъему дхармы, религии) упасана является не только обязательным требованием, она и сама по себе чрезвычайно благотворна для всех типов людей. И эта доступность
Еда, питьё, сон, спаривание и т.д.
Шравана -слушание о лилах(играх, забавах) Господа, киртан - воспевание его имен, смарана
Повторение (джапа)«ОМ», служение всему человечеству, равно как и своему Отечеству с Атма-бхавой,или, другими словами, Брахма-бхавой,медитация на «Со'хам», «Шиво'хам», размышление над любым из Махавайкья(великим изречением типа «Ахам Брахма Асми» или «Тат Твам Аси»), или следование доктрине «Нети-нети»
Сагуна упасана
Йога преданности намного легче, чем джняна-йога. В бхакти-йоге,приверженец устанавливает близкие и родные отношений с Богом, которые он медленно взращивает, и которые формируются согласно его характеру, вкусу и способностям. В зависимости от типа этих отношений и интенсивности чувств различают шесть видов бхавы: шанта, дасья, сакхья, ватсалья, канта и мадхуръя-бхава.
Дхрува и Прахлада испытывали к Богу чувства, подобные чувствам, которые испытывает ребёнок по отношению к своим родителям
В мадхурья и канта-бхавескладываются самые близкие отношения между приверженцем и Богом. И, поскольку в них отсутствует даже малейший оттенок похоти, многие люди не в состоянии понять эти две бхавы,т.к. ум обычного человека пылает страстью и низменным сексуальным инстинктом.
Этот возвышенный язык любви, каким, к примеру, написана «Гита Говинда» Джайя Девы, наполненная мадхура-расой, сладостным ароматом, недоступен мирским людям. Только такие, как гопи, Радха, Мира, Тукарам, Нарада, Хафиз способны понимать его.
Как правило, приверженец выбирает в качестве Иштадеваты своего Куладеву или Куладеви, семейное Божество или Богиню. Иногда Божеством для почитания становится Иштадевата своего Гуру или духовного наставника.
Во время внешней пуджи объектом почитания, пратимой, становится священный образ
Поскольку все вещи по своей природе могут быть объектами поклонения, окончательный выбор зависит от интеллектуального уровня поклоняющегося и его личностных качеств. Кто-то, скажем, имеет склонность к абстрактному символизму, а кто-то предпочитает чёткие формы изображения своего Иштадеваты. Но, в любом случае, этот образ приводит разум поклоняющегося к возвышенным мыслям о Боге. Так, Шалаграм и Шивалингам, к примеру, позволяют легко достичь необходимой концентрации ума.
Идол, или мурти (виграха), солнце, огонь, вода, Ганга, Шалаграм, Лингам
Большая часть человечества или нечиста умом, или имеет низкие умственные способности. Для таких людей объект поклонения должен быть безупречным и непорочным. Им нужно избегать всего, что может возбудить или спровоцировать их вожделение, похоть и неприязнь.
Но продвинутый садхака, тот, кто имеет чистый ум, и кто видит присутствие Бога всюду и во всём, может поклоняться любому образу.
Во время пуджи изображение Божества, представляющее некоторую божественную форму, используется как объект поклонения, обожания. Образ, или шила (а также виграха, мурти
Шалаграм — идол и символ Вишну. Есть изображения Шри Рамы, Шри Кришны, Картикейи, Ганеши, Ханумана, Даттатрейи, Ситы, Лакшми, Парвати, Дурги, Кали, Сарасвати и многих других.
Изображения Ганеши, Вишну и его аватар, образы Шивы и Шакти
Несмотря на такое огромное количество и разнообразие идолов, в индуизме не существует многобожия. Шива, Вишну, Брахма, Шакти
Господь проявляет себя своим поклонникам согласно их разнообразным представлениям о нем. Он принимает ту форму, которую приверженец сам выбрал для его почитания. В этом — свидетельство огромной милости Господа к нам. Если вы хотите поклоняться ему, как Богу Хари с четырьмя руками, он явится к вам, как Хари. Если вы обожаете его, как Шиву, он даст вам даршан, как Шива. Если вы обращаетесь к нему, как к Матери Дурге или Кали, он явит себя, как Дурга или Кали. Если вы взываете к нему, как к Господу Раме, Кришне или Даттатрее, он отзовётся на ваши молитвы, как Рама, Кришна и Даттатрейя. Если вы поклоняетесь ему, как Христу или Аллаху, он придет к вам, как Христос или Аллах.
Вы можете поклоняться Господу Шиве или Хари, Ганеше или Господу Субраманье, любому из аватар Вишну, Сарасвати, Гайятри или Богине Чанди: все они — лишь аспекты единого Ишвары, или Всевышнего Повелителя, принимающего разные формы и образы. Поэтому нелепо предполагать, что одна из форм Господа может превосходить другую его же форму. В результате все обращаются в своих молитвах к одному и тому же Верховному Божеству. Причина же такого разнообразия его имён и форм
И только невежество в этом вопросе может толкать фанатиков и различные секты, к борьбе и ссорам между собой.
Символ
Все люди являются идолопоклонниками. Картины, скульптуры или другие изображения являются только формами, пратиками.
Грубое сознание нуждается в конкретном символе, как опоре, аламбане; утончённый ум требует абстрактного символа. Даже ведантист концентрируется на символе «ОМ», чтобы обуздать блуждающий ум.
Идолами могут стать не только изображения, созданные художником или скульптором, но и сами люди: Великие Учителя, Пророки, лидеры религиозных движений, святые и т.д. Так почему же осуждается само идолопоклонство?!ПОСРЕДНИК ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕНИЯ С БОГОМ
Каким образом певцы или ораторы, обращаясь к «маленькой коробочке», называемой микрофон, могут быть услышаны на другом конце света? Ведь это всего лишь простая часть механической безжизненной структуры, называемой радио. Радиоприемник может разлететься на тысячу кусочков, если швырнуть его в гневе, когда вы не знаете, что с ним делать; но если уметь с ним обращаться, вы можете слышать музыку, которая играет за тысячу миль от вас или услышать чей-нибудь голос, звучащий в самой отдаленной части земли. Поскольку с помощью такого приспособления, как радиоприёмник, вы можете уловить звуковые волны, скрытые от ваших глаз, идущие от всего мира, резонно предположить и возможность такого же общения с единственным в своём роде Божеством посредством идола. Бог вездесущ. Он сияет в каждом атоме любого создания. Нет такого места, где бы не было Бога. Так почему же вы говорите, что его нет в идоле?!
Есть и такие люди, кто многозначительно заявляют; «О, Бог это всепроникающее, бесформенное бытие! Как он может быть ограничен этим идолом?». Но могут ли эти люди всегда ощущать его вездесущность? Везде и во всём видеть лишь его одного? Нет! Всего лишь эго не позволяет им «снизойти» до преклонения перед образом Бога, выдвигая вперёд свое «хромое» оправдание. Пустой сосуд всегда издаёт больше шума. Практичный же человек, совершающий поклонение и медитацию, наполнен истинным знанием и преданностью; и потому всегда сохраняет тишину. Только он может дать вам правдивый ответ: является ли мурти необходимым элементом в процессе общения с Богом, особенно на начальном этапе вашей духовной практики.
Даже высокоинтеллектуальный человек не может обойтись без некоторого символизма во время концентрации. Однако, такой человек из-за собственной гордыни и тщеславия, как правило, говорит: «Я не признаю мурти, я не желаю сосредоточиваться на форме»,
Интеллект таких людей
Да одарит Господь ясным пониманием всех жаждущих Истинного Знания!
СИМВОЛ БОГА.
Таким же образом, обычный кусок камня не представляет собой никакой цены. Вы не обращаете на него ни малейшего внимания. Но если вы созерцаете камеиь, мурти Господа Кришны в Пандхарпури, или любые другие идолы в местах всеобщего поклонения, вы благоговейно склоняете голову, молитвенно соединяете руки, потому что видите знаки, символы присутствия Божества в камне.
Приверженец наделяет идол всеми признаками своего излюбленного Божества, Иштадеваты. Во время поклонения вы не думаете: «Этот идол прибыл из Джайпура. Его привёз Прабху Сингх. Он весит
Неотъемлемая часть, ВИРАТ
Если вы обмениваетесь рукопожатием с человеком, он доволен и улыбается. Вы коснулись только маленькой части его тела, и все же он рад, улыбается и приветствует вас в ответ. Так же происходит и в случае с Богом: он удовлетворён, когда оказывают почтение хотя бы даже маленькой части его космического тела, которая называется Вират. Идол
Вся преданность направлена к Богу, но так как во время пуджи символом Бога является его образ, то и поклонение осуществляется этому образу. Бхакта совершает для идола шодашопачару, т.е. шестнадцать видов подношений Богу
(различные украшения), гандха (душистое вещество, например, сандаловая паста), пушпам (цветы), дхупа (благовония), дипа (светильник или горящую камфару), наиведья (свежеприготовленную пищу или сочные плоды фруктов), снова ачамана, тамбула (листья или орешки бетеля), ставапатха (хвалебное декламирование), тарпана (специальное обращение) и намаскара (поклон, распростертое положение). Во время пуджи блуждающее сознание прочно устанавливается на самом процессе поклонения и постепенно почитатель начинает ощущать близость Божества. Со временем, благодаря непрерывной практики почитания, садхака достигает определенной чистоты сердца и медленно уничтожает своё эго.
Для глубоко верующего любой образ Бога, будь он из камня, глины, бронзы, будь он изваянный, нарисованный, или сваямбху, нерукотворный, (как, например, Шалаграм)
Следуя дальше в своём осмыслении понятия идолопоклонства, мы видим, что акт поклонения в наивысшем состоянии преданности, преме, подразумевает превосходство и сознательность самого объекта почитания. Однако беспристрастно воспринять такое утверждение можно только тогда, когда знаешь всю его «предысторию», т.е. мотивацию отношений, сложившихся между бхактой и символом его веры (рассмотренных нами выше), в противном случае примитивное сознание усмотрит в этом лишь идолопоклонство.
ПОКЛОНЕНИЕ ИДОЛУ РАЗВИВАЕТ ПРЕДАННОСТЬ
Когда маленькая девочка играет с тряпочной куклой
ПРАВИЛЬНОЕ ПОКЛОНЕНИЕ ЯВЛЯЕТ ГОСПОДА В ИДОЛЕ
Те, кто живет здесь, сами по себе освобождаются от всяческих болезней, страданий, неудач и других бедствий сансары. Божество, ожившее в идоле, принимает на себя роль опекуна, ангела-хранителя, дарующего наивысшие блага всем, кто преклоняется перед ним.
Так, образ Господа Шивы в храме Мадурая на юге Индии помог истопнику и его старухе. Изображение в храме Тирупати, «вымышленное» человеком, свидетельствовало в суде, дабы защитить своих приверженцев и т.п. Есть ещё много чудес и непостижимых загадок, раскрыть которые под силу лишь искренне верующим людям.
«Лингам» на санскрите буквально означает «знак», «символ», который указывает нам на что-либо или подразумевает какое-нибудь умозаключение. Например, когда вы видите большое наводнение на реке, вы приходите к выводу, что в предыдущие дни шли обильные дожди. Или, когда вы видите дым, вы заключаете, что где-то идёт пожар. Весь мир полон бесчисленных форм
Господь Шива на самом деле не имеет формы. Он не имеет никакой собственной формы и, в то же самое время, все формы мира
В Лингаме заключена таинственная сила, неописуемая шакти, энергия, способная стимулировать концентрацию нашего сознания. Так же, как кристалл способен легко сфокусировать ум человека, пристально смотрящего на него, так и Лингам заставляет наше сознание крепко установиться на Боге. В этом кроется причина того, почему древние Риши и провидцы Индии предписывали устанавливать Лингамы в храмах Господа Шивы.
Шивалингам говорит с вами на безошибочном языке тишины: «Я
Но когда такой иностранец пробует изучать тамил или хинди, он,
прежде всего, проявляет нездоровый интерес к вульгарным словам. В этом и кроется вся природа такого любопытства.
Лингам — внешний символ Господа Шивы
Спхатикалингам, Шивалингам из горного хрусталя, также является символом Господа Шивы, предписанным для арадханы (поклонения) Шиве. Он не имеет собственного цвета и приобретает оттенок предметов, входящих с ним в контакт, что увеличивает его способность вызывать абстрактную медитацию. Как и прочие Лингамы, он символизирует бескачественного Ниргуна Брахмана, высшую самость или не имеющего формы и безатрибутного Шиву,
Для искреннего приверженца, Лингам
Вы также можете достичь бесформенного Шивы через поклонение его восхитительному Лингаму, который помогает концентрации сознания и служит опорой для беспокойного ума новичка.
КОГДА ИДОЛЫ ОЖИВАЮТ
Мурти
Известно, что шестьдесят три святых Наянара достигли богореализации только выполнением чарья и крийя-йоги. Они подметали полы в храмах, убирали и ставили лампады, а в свободное от работы время, собирали цветы и плели из них гирлянды для Бога. Практикуя йогу действия, их сердца насыщались чистой преданностью и любовью. Все они были неграмотны, но достигли наивысшей реализации, осуществив на практике Йогу синтеза. Для них идол в храме не был простой каменной глыбой, он был полон Чайтаньи, высшего духа и сознания. Сегодня эти святые мужи стали для нас олицетворением карма-йоги, образцом бескорыстной любви и преданности Богу.
Ощущение единства и тождественности своей души и
высшего Атмана нисколько не мешало Свами Мадхусудане,
имевшему адвайта-бхаву и адвайта-реализацию, испытывать
сильную привязанность к личностной форме Бога
Кришны с флейтой в руках. ,
Тулсидас, осознававший всепроникающую сущность Бога, имевший космическое сознание, мог общаться с бесформенным Богом, но его страсть к образу Господа Рамы с молитвенно сложенными руками не исчезала. Более того, история описывает следующий факт из его биографии. Будучи в Вриндаване, одном из самых священных городов Индии, он увидел мурти Господа Кришны и сказал, что не склонит свою голову перед этой формой Божества. В тоже мгновение мурти Шри Кришны приняло образ Господа Рамы. Тогда только Тулсидас распростерся в поклоне.
Тукарам имел опыт такого же вселенского переживания, как Тулсидас. В своей Абханге он поёт: «Я вижу моего Господа, проникающего во всё, точно сладость, проникающую в сахарный тростник». И все же он неизменно продолжает говорить со своим излюбленным образом Божества Витталой в Пандхарпури.
Мира, о которой уже упоминалось выше, осознав своё единство с всепроникающим Кришной, не переставала вновь и вновь повторять: «Мой Гиридхар Нагар!»
Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: посредством поклонения мурти можно постичь Бога. Почитание Бога в сагуна-форме оказывает большую помощь для ведантического понимания, для реализации Бога в его всепроникающем и бесформенном аспекте. Кроме того, поклонение идолу является очень существенным фактором концентрации и медитации, особенно в начале практики, и уж совершенно очевидно, что таковое поклонение не может стать хоть сколько-нибудь малой преградой для достижения осознания Бога. Те же, кто неистово нападает на мурти-пуджу, пребывают в высшей степени невежества.
Не имея истинного знания о пудже, они, тем не менее, активно участвуют в дебатах и обсуждениях, выступая против неё, чтобы лишний раз продемонстрировать свою учёность и эрудированность, показать, что они не следуют ни одной из реальных садхан. Для таких горе-знатоков праздные, «высокие» разговоры стали привычкой, а для некоторых и их профессией. Но этим они обедняют только себя, страшно другое: их неустроенные умы разрушают сознание бесчисленных людей.
Весь мир поклоняется символам и мурти, той или иной форме Бога. Чтобы ум стал дисциплинированным, он должен сначала прочно установиться на конкретном объекте или символе. Позже, когда он становится устойчивым и тонким, можно перейти к абстрактным понятиям типа «Ахам Брахма Асми» и т.п. Когда достигнут определённый прогресс в медитации, форма растворяется в бесформенном: медитирующий и объект медитации становятся единой сущностью. Поэтому поклонение образу не противоречит представлениям Веданты. Это, пожалуй, лучшая поддержка для любой духовной практики.
ХРАМ
Такое место, освящённое святыней Господа, его мурти, оказывает мощное духовное воздействие, способное трансформировать сознание людей в высшую степень чистоты. Ежедневные службы посредством молитв, призыва Божества, абхишеки, арчаны и др. форм поклонения, выполняемых в храме, наделяют всю окружающую обстановку атмосферой святости и божественного величия; вселяющей в вас чувства почтения, благоговения и преданности Богу всякий раз, когда вы входите внутрь храма. Эта святость храма должна бережно охраняться и поддерживаться, согласно особым правилам храмового богослужения и обычным требованиям соблюдения внешней и внутренней чистоты, шаучи.
Арчана -- самый легкий и самый безопасный способ культивирования любви к Всевышнему, поскольку он соединяет мир, в котором находится приверженец с высшим, трансцендентным бытием. Одна из специфических особенностей арчаны-бхакти
Поклоняйтесь Богу с интенсивной верой и стремлением, и он, безусловно, одарит вас своей благосклонностью. Все те, кто явились инициаторами строительства храма, кто фактически осуществил это или помогал в строительстве, кто молился или возымел великую радость от этого, все, кто распростерся перед храмом Господа или любовно украсил его цветами в своём сердце, непременно обретут блаженство и счастье. Бог
ФИЛОСОФИЯ ИНДУИСТСКОГО СИМВОЛИЗМА
Когда пуджари или приверженец совершает круговые движения горящей лампады или светильника перед мурти Господа
Предложение Божеству горящих благовоний имеет другое значение. Дым от воскуриваемых благовоний распространяется по всему помещению — это действует как очищающее средство: наполняет окружающую атмосферу тонкими ароматами, привлекающими божественных существ и отпугивающими демонические сущности. Дхупа (фимиам, ароматическое курение) символизирует единого Бога, заполняющего своим живительным присутствием всю Вселенную. В момент предложения дхупы приверженец просит: «Боже! Позволь моим негативным васанам и самскарам рассеяться, исчезнуть, подобно этому дыму. Помоги мне стать безупречным!». Священный пепел, оставшийся после сожжения благовоний, считается прасадом Господа, его ни в коем случае нельзя просто выбрасывать!
Сжигание камфары — символ уничтожения собственного эго. Подобно «тающей» во время горения камфаре, исчезает наше эго, и дживатма (индивидуальная душа) сливается, становится единой с Параматмой, высшим сознанием.
Сандаловая паста напоминает приверженцу, что в любых трудностях и жизненных невзгодах, он должен быть столь же крепким, стойким и терпеливым, как сандаловое дерево. Во время приготовления пасты из сандалового дерева, оно начинает выделять приятный, сладкий аромат. Подобно этому, поклоняющийся тоже не должен роптать на судьбу, когда жизнь «перетирает его в своих жерновах», а всегда должен сохранять спокойствие, присутствие весёлого духа и источать радость и умиротворение, «выделять сладостный аромат», подобно сандаловому дереву. Подобно тому, как это благородное дерево, подвергающееся различным «пыткам» дробления, пиления, перетирания и т.д., лишь источает благостные ароматы в ответ, приверженец не должен желать ни малейшего зла в ответ своему врагу.
Своё определённое значение, свой скрытый смысл и символизм имеют и подношения других упачар: джалы (воды), наиведъи (пищи), пушпам (цветов) и т.д.
ВЕЛИЧИЕ ПРАСАДА
В процессе пуджи, или хована, прасад заряжается мистической силой произносимых мантр. Большое значение также имеет определённая ментальная бхава приверженца, с которой он предлагает Господу бхогу (пищу). Так, пища, предложенная страстным поклонником, наделяет прасад дополнительной энергией, способной вызвать существенные изменения даже в сознании закоренелых атеистов.
Через прасад к нам снисходит милость Господа. Пролистайте жизнь Нарады и вы поймете всё величие «священных остатков» Бога, также как это понимают продвинутые садхаки и святые.
Господь наслаждается тонкой сущностью предлагаемой ему пищи, а её физическая форма становится при этом прасадом. Но случается так, что пища предлагается с особой бхавой в сердце, тогда Господь, внимая просьбам своих возлюбленных, принимает и её физическую форму. Подобные явления встречаются не так уж редко. Так, Виттала в Пандуранге «взаправду» вкушал пищу, предложенную ему Намдевой. Известны и многие другие аналогичные случаи, о некоторых из них уже упоминалось выше.
Сила прасада велика. Известно, что царь Дашаратха, страстно желавший иметь сына, по совету брахманов, выполнил специальный обряд жертвоприношения, называемый путра-камешти. По окончании этой специальной пуджи, он поднёс царице, в качестве прасада, полный сосуд подслащенного риса, вкусив который, она зачала мальчика в ту же ночь.
Духовные достижения от принятия прасада (чарапамриты) не поддаются описанию. Он обладает силой, способной полностью изменить будущее человека. Более того, прасад и чаранамрита могут излечивать болезни и даже возвращать к жизни умерших, о чём свидетельствует нам история.
Священный прасад Господа уничтожает все ваши скорби и грехи. Это
беспокойства. Но эффективность его во многом зависит и от вас самих, а точнее, от вашей веры в Бога и его милость. Поэтому не ждите от него чудесных превращений, если вы неверующий человек.
К сожалению, сегодняшнее образование и современная культура забывают о славе священного прасада. Для многих, даже индийцев, западный образ жизни стал более привлекательным, модным. Они забыли, что они дети великих индусских риши. И это
Прасад
Прасад
Слава прасаду, дарующему Мир и Счастье! Слава божественному прасаду, подателю бессмертия и вечного блаженства!
ОТ РИТУАЛЬНОЙ БХАКТИ К ПАРА-БХАКТИ
Призывая внимание Господа звоном колокольчика, он совершает перед его образом подношение цветов, сандаловой пасты, благовоний, огней; предлагает наиведьям, воду Ганги и т.д.
Мукхья-бхакти (пара-бхакти)
Поклоняясь в начале идолу, адепт развивает в себе пара-бхакти и со временем уже может созерцать Бога вокруг себя. Тогда его ваидхи-бхакти незаметно переходит в рагатмика или према-бхакти. С этого момента весь мир для него становится Богом. Такие понятия. как справедливость, правда, ложь, добро или зло больше не существуют для него. Он видит Бога во всем
Слава вам, о величайшие из бхакт! Вы истинные Боги на земле, живущие, чтобы вырвать нас из болота сансары и спасти от оков смерти!
Индуизм это религия, постепенно и последовательно ведущая своего верующего от поклонения материальным объектам к поклонению ментальному, от почитания различных образов и личностного Бога
ТРИУМФ ФИЛОСОФИИ ИНДУИЗМА
Все способы, правила и секреты поклонения, известные и описанные в индусских священных текстах, с научной точки зрения точны и высоко рациональны. Только несведущие люди, не изучившие как следует писаний, и никогда в своей жизни не встречавшиеся с истинными приверженцами и великими душами, могут критиковать поклонение идолам, или мурти.
Любая другая религия устанавливает определенные догмы и в дальнейшем пытается вынудить людей твёрдо следовать им. Но это равносильно тому, как если бы врач попытался лечить разные болезни одним видом лекарства, повар для всех без исключения готовил бы одну и ту же еду, а портной предлагал бы всем облачиться в мундир единого образца.
Совершенно очевидно, что истинный теизм должен не противоречить и разъединять, а учитывать и объединять различные духовные потребности людей.
Индусы представляют себе ясно, что любой образ, икона, распятие или полумесяц
Символ
Есть и другие люди, кто по иным соображениям отвергает поклонение символу Бога. Следуя только своим слепым догмам, всех остальных они обвиняют в идолопоклонстве, а символ Господа считают злом. Но этим они только обнародуют свою темноту и невежество.
РЕЗЮМЕ
мышление или медитация над Абсолютом или безатрибутном Ниргуна Брахмане. Последний тип
Определить степень вашего духовного развития могут только Учителя. Рекомендуя множественные формы садханы духовному неофиту, в то же время они дают уроки абстрактной медитации продвинутым ученикам, обладающим тонким и острым интеллектом. Шастры и Гуру подобны добрым матерям, берущим за руку свое дорогое дитя и ведущим его шаг за шагом, ступень за ступенью, пока оно крепко не встанет на ноги, не утвердится в нирвикалъпа-самадхи или суперсознательном состоянии.
Слава великим риши и индусским священным писаниям!
Несмотря на то, что всякая душа, в зависимости от силы и степени своего развития, следует своим путём к постижению бесконечного, она поднимается всё выше и выше, аккумулирует всё большую и большую энергию, и в итоге сливается с Высшим, достигая с ним единства и тождественности.
Возлюбленные дети Бога! Отбросьте неверие вашего прежнего невежества. Лелейте в своём сердце с этого момента непоколебимую, живительную Веру. Призовите своё сознание следовать величайшим примерам Шри Миры, Шри Рамакришны Парамахамсы, южно-индийских святых Алваров и Наянаров. Они глубоко верили и потому пожинали богатые духовные урожаи. Так же, как они, и вы можете насладиться этим величайшим миром радости, покоя и процветания; прямо здесь и сейчас, если имеете веру в божественный символ Бога и совершаете ему поклонение.
Чтобы ваше поклонение было правильным и полным, вы должны умело соединять систематическое внешнее почитание с непрерывным внутренним поклонением, постоянным памятованием Бога в своём сердце.
Вся жизнь
Да благословит вас всех Господь Бог!
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Однажды Учитель Пурана Чанды посвятил его в Нараяна-мантру и дал ему маленькую мурти Господа Нараяны для совершения поклонения. Пуран регулярно и аккуратно выполнял предписания своего Гуру, ни разу не пропускал джапу священной мантры. Но мурти Господа не оказывала ему ни малейших признаков благословения. Раздосадованный, он обратился за советом к своему Гуру.
Гуру улыбнулся и сказал: «Хорошо сын мой, возьми вот этот идол Господа Шивы. Поклоняйся ему с верой и преданностью. Он известен как Бхол Нат, легко умилостивляющийся. Ты скоро получишь его благословение», — и посвятил Пурана в Шива-мантру.
Следующие шесть месяцев Пурана Чанду видели всецело погружённым в джапу и поклонение Господу Шиве. Идол Нараяны же был убран на пыльную полку. После многих месяцев интенсивной, но безрезультатной садханы, почти отчаявшийся, Пуран Чанд снова пошел к своему Учителю жаловаться, что поклонение Шиве не принесло никаких видимых результатов, и просить дать ему мурти и мантру Деви. Гуру снова улыбнулся и сказал: «Хорошо! В эту югу Мать Кали
Как-то раз во время пуджи случилось так, что дым от воскуриваемых благовоний, прежде чем достигнуть идола Кали, окутал образ Шивы, стоящего на полке. Пуран был взбешён. Как посмел Шива вдохнуть аромат, предназначенный божественной Кали?! Он немедля начал затыкать ноздри идолу Шивы, но, прежде чем это ему удалось, идол исчез, а пред ним стоял сам Господь Шива, милосердно и сострадательно улыбающийся. Потрясённый увиденным, Пуран безмолвно припал перед Господом. Шива же велел ему просить о любом благе, поскольку он был очень доволен его преданностью. «О, мой Бог! Я озадачен»,
Но, теперь, когда я отверг твой образ и оставил поклонение тебе, ты одариваешь меня своим даршаном. О, всемилостивый! В чём же секрет такого твоего отношения ко мне?». Господь ответил: «Здесь нет никакой тайны, дитя моё. Как я мог показать себя, когда ты обращался ко мне как к простой безжизненной статуе из металла? Сегодня же, когда ты стал затыкать ноздри идолу и тем показал, что видишь живое присутствие в моём образе, я больше не в состоянии был отказывать тебе в своём даршане и благословении».
Безмолвный и просветленный, Пуран еще раз с благоговением и трепетом склонился перед великим Господом Махадевой и навсегда погрузился в прему. Он не мог и мечтать ни о каком большем благе для себя, чем то, что уже снизошло на него только что.
(Двадашаджьотирикнгам-смаранам)
(приложение)
О Кедарнатх, Господь северных границ!
Ты
Твой храм на берегу Мандакини,
Чистейший, как снега Гималаев Ты источник света и жизни, рассеивающий невежество. С чистым сердцем я прибыл к твоему святому образу. Открой свои двери и направь ко мне свой милостивый взгляд.
О Огонь, сжигающий желания!
Ты мой Бог, мой Спаситель,
Моя Вселенная, мой Господин.
Ты моя Жизнь,
Зажги же огонь любви
В моем сердце.
О Господь, припадаю к тебе!
ОМ Намах Шивайя.
Каши Вишванатх
О Господь Вишванатха,
Живущий в Варанаси!
Тот, кто шепчет Рама-Тарака-мантру
На ухо умирающим в Бенаресе, супруг Аннапурны и Вишалакши! Поклонение и слава тебе!
Твоей лишь милости остаюсь я верен.
Ты один мой хозяин.
Я же
Как сыскать мне твоей благодати,
Мой возлюбленный Шива, мой нектар?
Зрачок глаз моих,
Утешение несчастных!
Кто другой спасет меня
В этом мире кроме тебя, о Шамбху!
В твоей милости ко мне я уверен,
Но рыдаю, чтоб не покидала она меня никогда.
К стопам твоим, припадая навеки,
Предаюсь тебе, Шива, лишь тебе предаюсь, благой.
Ты
Да восславится великий Бог Махадева!
Бхимашанкар
Храм Шивы находится здесь.
Один из двенадцати Джьотирлингамов.
О Господь Шива, о Нилакантха, я преклоняюсь пред тобой! Ты в траве, ты в цветах
И ты в сердце.
Ты океан
И ты небо.
Наполни меня своей живительной энергией.
Даруй мне силу и любовь,
Мощь и крепость духа.
Будь во всём благосклонным ко мне.
Ом Намо Бхагавате Рудрайя.
Около Алмора Кангра есть храм Шивы,посвященный одному из двенадцати Джьотирлингамов.
О Господь Хара, о Шамбху,
Поклонение тебе!
Нет ничего вне твоего знания;
Но сам ты непостижим.
Извечный владыка,
Путеводитель и избавитель.
Ты Бог Богов
И властелин вселенной.
Смилуйся надо мной, Господи!
Позволь мне быть преданным
Твоим лотосным стопам.
Ом Намо Махадевайя.
Это
Недалеко от Джанагадха,
На юге Катхьявары.
Здесь находится храм Шивы,
Один из двенадцати Джьотирлингамов.
О, Господь Шива!
Я принимаю прибежище в тебе.
Ты нерождённый,
Ты бесформенный.
Ты высший Брахман.
Ты Бог Богов.
Тебе, о Бог,
Я предлагаю мое поклонение.
Приветствие Шиве! Приветствие Рудре!!
ОМ Намах Шивайя.
Гхусрнешвар
Это
О, Господь Шива!
Я преклоняюсь пред тобой.
Позволь мне освободиться от нечистоты.
Позволь мне реализовать себя,
Стать подобным божественному свету.
Позволь очистить свою душу.
Куда мне должно направить свой взгляд?
Что делать
И на кого опереться?
Где ты, о Бог?
Я принял прибежище у твоих лотосных стоп. Спаси же меня и защити.
ОМ Намах Шивайя.
Это
О, Господь Шанкара,
Поклонение тебе!
Ты пребываешь в поле моего зрения,
И глаза мои благословляются.
Окропи меня молоком
Твоей высочайшей мудрости.
Ты вне всякой дуальности. Ты дарователь счастья. Ты океан Сострадания. Приветствие тебе, Бог Парвати! Приветствие тебе, Высшее Бытие!
ОМ Намах Шивайя.
Это
О, Господь Хара! О, Шанкара! Простираюсь пред тобою. Лишь твой свет освещает всё в этой вселенной. О, защитник страждущих, О, сокровище истины! Ты
Нет никого, равного тебе,
Прекрасному цветку
С ароматом Сат-Чит-Ананды.
ОМ Намах Шивайя.
Это
О Господь Шива, Поклонение тебе! Я не знаю ни молитв, Ни нужной медитации, ни стихов,
Дабы воздать должную хвалу тебе.
Я не знаю ни твоей мантры,
Ни как правильно обращаться к тебе.
Но как бы то ни было, я прошу о твоей защите.
Ты моя опора,
Неотъемлемая душа всего -
Источник и основа мира.
ОМ Намах Шивайя.
Он находится в Мадхья-прадеше.
Это
Господь Шива пребывает здесь.
О, Господь Шанкара!
0 Каиласапати, Пашупати,
Парватипати, Гаурипати,
Простираюсь пред тобой!
Из сострадания
ты немых наделяешь красноречием,
А калек
Ты опора вед и веданты, и всех источников знания.
ОМ Намах Шивайя.
Это — один из двенадцати Джьотирлингамов, расположенный недалеко от Панчавати. Годавари берет своё начало здесь.
О Господь Шива, о Шамбху, Бог всех существ, источник счастья страдающих! Нет другого убежища, кроме тебя.
О Господь, будь благосклонен ко мне! О всемилосердный Бог, пощади меня; ведь славишься ты своей милостью к преданным тебе.
ОМ Намо Махадевайя.
Господь Рама поклонялся здесь Шиве, поэтому Лингам называется Рамалингешвар. Преданные несут воду из Ганготри для абхишеки этого Лингама. Это
Я возношу хвалу Рамалингешвару, дарователю счастья, источнику счастья, трёхглазаму,
Господу всех существ,
Тому, кто имеет гирлянду черепов
И спутанные волосы,
Супругу Парвати!
Ом Намо Бхагавате Рудрайя!
На этом заканчивается Бхактимала («Гирлянда Любви»),
исполненная Свами Шиванандой, в честь
двенадцати Джъотирлингамов
ОМ САРВАМ ШИВАРПАНАМАСТУ ОМ
Глоссарий
Абхишека - ритуальное возлияние воды, молока, мёда, гхи и других жидкостей на мурти (см.) почитаемого Божества, сопровождаемое рецитацией специальных мантр (см.).
Абхушана - одна из упачар (см.), подношений во время пуджи (см.). Различного рода украшения, желательно из драгоценных камней и металлов.
Аватар(а)
ческом или животном теле. Одна из центральных концепций
вишнуизма. t
Агамы букв. «Изошедшие [от Бога]». Богооткровенные тантрические (см.) писания, собственно Тантры.
Адвайта — букв, «не два», «недвойственность». Философское учение о том, что Абсолютная Реальность состоит из одной главной субстанции или Бога. Первичная философская позиция Упанишад и вообще индуизма в целом, интерпретируемая по-разному различными школами.
Аджна-чакра - одна из семи основных чакр (центров мистической силы), расположенная в межбровье; «третий глаз». Считается, что является центром тонких элементов разума, отвечающим за познание и синтез психических энергий.
Адхйятмика - букв, «принадлежащий самому себе». Мировая Душа.
Акшара — букв, «неиссякаемый». «Священный слог ОМ».
Аламбана
Анга - «тело» Господа.
Антар-атман - «внутренний, [самый] близкий Амман (см.)».
Антармукха-вритти - букв, «поворот внутрь лица (т.е. себя)». Устойчивая склонность ума пребывать не вне, а внутри себя.
Антарьямин -- букв. «О! Внутренний». Возглас восхищения перед Всевышним. Обращение к явленному Божественному присутствию, откровению.
Аргхья(м) - букв, оказание почестей и особых знаков внимания (словно «дорогому гостю»). Подношение Божеству во время проведения пуджи (см.) сосуда с водой. В некоторых церемониях
Арчака - тот, кто оказывает почтение (поклоняется) Божеству.
Арчана - оказание «почтения, уважения» Божеству.
Архаватар - букв, «заслуженный», общепризнанный и высокочтимый Аватар (см.) Господа.
Асана - устойчивая поза в Йоге; сидение, место предлагаемое Божеству во время проведения пуджи (см.).
Атма-бхава - чувство собственной самости, истинное переживание Атмана. См. также Брахма-бхава.
Атма(н) - чистое Я, выражаемое чувством «Я есмь»; Абсолют, высочайшее Бытие, конечная Реальность, Брахман (см.).
Ачамана - букв, «полоскание рта». Очищающая процедура перед любым видом поклонения или медитацией: садхака (см.) набирает немного освящённой заранее воды (или воды из Ганги) в правую ладонь, и делает три небольших глотка, произнося специальные мантры (см.). Также одно из подношений богам во время пуджи (см.), следующее, как правило, за предложением пищи.
Ахамграха упасана - букв, «воспринимающая, понимающая [Высшее] Я» ниргуна (лишённая качеств) упасана (см.). Т.е. такой вид поклонения, когда приверженец медитирует над не имеющем формы и безатрибутном Брахмане (см.).
Бильва - Священное дерево в индуизме. Его листья (в виде трилистника) используют при почитании Шивы.
Бинду - букв, «капля, точка». В философском, эзотерическом смысле
Брахма-бхава - высшее чувство, состояние, которое переживает, и в котором постоянно пребывает продвинутый адепт Йоги, ведантин (см.). См. также бхава.
Брахман - Абсолютная Истина, безличный Абсолют.
Брахма-сакшаткара - букв, «непосредственное восприятие, ощущение Брахмана (см.)». Конечный результат, цель любой садханы (см.); состояние самореализации.
Бхава - букв, «существование, бытие, характер, нрав, чувство, вера, любовь». То чувство, которое испытывает приверженец по отношению к Богу. См. шанта, дасья, сакхья, ватсалья, канта, мадхурья и Брахма-бхава.
Бхагаван(т) - букв, «счастливый, благодатный». Один из эпитетов Вишну.
Бхаджана - «служба, почитание».
Бхакта - преданный, почитатель.
Бхакти-йога - Йога (см.) любви и преданности.
Бхога - «пища, еда».
Бхол Нат - «Легкоумилостивляющийся». Один из эпитетов Господа Шивы.
Бхрумадхья - букв, «межбровный(ая)» чакра. См. аджна-чакра.
Вайшнав(ы) - преданный Господа Вишну.
Вандана - букв, «хвала, приветствие».
Ваидхи-бхакти - бхакти (см.), основным элементом которой
является ритуальное поклонение. См. также гауни-бхакти,
мукхья-бхакти, пара-бхакти,
Васана -- подсознательная наклонность и привычка, окрашивающая и мотивирующая отношения человека к чему-либо.
Результат подсознательных впечатлений (самскар (см.)).
Вастра - «платье, [красивые] одежды». Непременные атрибуты
(упачары (см.)) пуджи (см.).
Ватсалья-бхава - бхава (см.), в которой преданный испытывает к
Богу родительские чувства. См. также шанта, дасья, сакхья,
кантха, мадхурья и атма-бхава.
Веданта - «завершение Вед». Последний раздел Вед (см.), в
который входят Упанишады (см.), рассматривающие, в
основном, философские вопросы.
Ведантин (ведантист) - высоко продвинутый адепт, следующий
путём адвайта-веданты (см.), обретший знание Абсолютной Истины и, как правило, не следующий ни одной из известных садхан.
Веды ( в ед.ч. Веда)
Вибхути
Виграха - «вид, форма».
Видхи
Вират
Вритти - букв, «деятельность [сознания]». Колебания (неустойчивое состояние) сознания (ума), мешающие восприятию Истинной Реальности; остановка которых и есть йога (см.) (согласно Патанджали).
Гандха «душистое, благоухающее» вещество, например,
сандаловая паста. Подношение Господу во время поклонения Ему. См. пуджа, упачара.
Гауни-бхакти букв, «подчинённая» бхакти (см.), т.е.,
зависящая от многих внешних обстоятельств. Низший тип преданности. См. также ваидхи-бхакти, мукхья-бхакти, пара-бхакти.
Гуна - категория философии Санкхьи; три основополагающих качества, тенденции, или напряжения (саттва, раджас, тамас (см.)), лежащие в основе всего проявленного мира.
Гуру — духовный учитель, наставник.
Даршан -- «видение, знание». Милость Господа, которой он награждает искренне преданных ему. Возможность воочию лицезреть его присутствие (например, в идоле) или его ощутимое благословение. Бывает также даршан Святого или Гуру.
Дасья-бхава букв, «раболепная» бхава (см.), т.е. когда приверженец ведёт себя, подобно слуге. Для него Бог
Девата - Бог, божественное существо.
Деви — Божественная Мать, Богиня.
Дехабхимана - букв, «враждебность телу», т.е. такое состояние, когда адепт йоги (см.) отказывается от привязанности (любви) к собственному телу. Он осознаёт его нереальную природу и считает результатом прежнего неведения. Отделяя, таким образом, чистое сознание от порабощающей его материи (тела), такой йогин становится свободным.
Джада - букв, «тупой, холодный, неподвижный». Какой-либо неодушевлённый предмет.
Джала - «вода». См. абхишека.
Джапа - букв, «нашёптывание, чтение молитвы». Практика сосредоточенного повторения мантры (см.), как правило с подсчётом числа повторений на чётках (джапамале).
Дживатма (джива)
Джиджнясу - жаждущий знаний, вставший на путь постижения Истины.
Джняна-йога - йога (см.) знания. Постижение Бога посредством изучения философии религии, а также путём интуитивного
прозрения. Основной метод самосовершенствования в адвайта-веданте (см.).
Джьйотирлингам - букв. «Образ Света», особо почитаемые сваямбху (см.) Лингамы (см.) Шивы, Самовозникшие, по преданию, из Божественного Света. Всего Их двенадцать.
Джьйоти Сварупа - «Самосущая форма Света».
Дипа - «светильник, лампада». Один из атрибутов, упачар (см.) пуджи (см.), символизирующий огненную стихию.
Дхарма - «Мораль, Религия, Добродетель, Долг, Вера».
Дхупа
Инвокация (от англ, invocation)
Ишвара - «Господь, Владыка». Всевышний Бог, или Бог как Личность.
Иштадевата - «избранное Излюбленное Божество». Божество, в своём личностном аспекте, являющееся объектом особенного любовного внимания данного человека.
Йога — соединение или средство соединения человека с Богом.
Йогешвара - «Высочайший Владыка Йоги».
Йогин - человек, практикующий Йогу (см.); аскет.
Кааба — мусульманская святыня, Кибла (см.), находящаяся в мечете Аль-Харам, в Мекке.
Кали-юга - текущий «век», век вражды, порока и лицемерия; последний в цикле четырёх юг (см.), периодически сменяющих друг друга. Длится 1 200 лет полубогов или 432 000 солнечных лет, и начался около пяти тысяч лет назад.
Канта-бхава - высокая степень бхавы (см.), в результате которой между приверженцем и Богом складываются самые близкие отношения, сравнимые с отношениями любящих друг друга супругов. См. также шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхуръя и атма-бхава.
Каши Вишванатх. Вишванатх
Господа Шивы. Каши Вишванатх один из 12-ти
Джьйотирлшгамов (см.), расположенный в Священном городе Каши (совр. Варанаси, Бенарес).
Кибла - направление молитвы правоверного мусульманина, святая Кааба.
Киртан(а) - один из эффективнейших методов преданного служения Господу, заключающийся в воспевании Его святых имён и хвалебных гимнов.
Крийя-йога - букв, «йога (см.) действия», которую составляют аскеза, изучение священных писаний, мантра-медитация (джапа (см.)) и полное предание себя Господу.
Куладева «семейственное божество» или родового клана, которому на протяжении многих поколений совершалось поклонение.
Куладеви -
Кумкум - пудра, порошок красного цвета природного происхождения, используемый как подношение во время проведения пуджи (см.) и, в дальнейшем, употребляемый как прасад (см.) Господа (для нанесения тилака, бинду (см.)).
Лилы - букв, «игры, развлечения» Господа. Непостижимые для обыденного разума действия Божества или святого.
Лингам - букв. «знак». См. Шивалингам, Спхатшалингам,
Мадхура-раса - букв, «вкус мёда», сладостный вкус, аромат.
Мадхурья-бхава - букв, «медовая бхава». Высшая степень бхавы (см.), когда преданный и Господь сливаются в Единое посредством интенсивности своей Любви. Полное растворение в Боге. См. также шанта, дасья, сакхья, ватсалья, канта и атма-бхава.
Манаса-пуджа - букв, «служение в уме». Ментальное (умственное) поклонение Богу, в котором все подношения визуализируются и подносятся мысленно.
Мантра -- звук, слог, слово или фраза, наделённые особой мистической энергией и обычно взятые из древних писаний.
Мантра-Чайтанья - средство выражения, распространения Высшего Духа, Сознания, например, мурти (см.) Божества.
Махавакья - «Великое изречение», провозглашающее Истину Брахмана (см.). Всего четыре: 1) «Ахам Брахмасми» — «Я есть Брахман» (Брихадараньяка Упанишада); 2) «Тат Твам Аси»
Махадева - «Великий Бог». Один из эпитетов Господа Шивы.
Махасиддхи - великие сиддхи (мистические силы, способности), преобретаемые в процессе садханы (см.).
Мукхья-бхакти — «основная, главная» форма бхакти (см.).
Мурти - антропоморфный скульптурный образ Божества.
Наварна-мантра — букв, «девятислоговая мантра». «ОМ АИМ ХРИМ КЛИМ ЧАМУНДАЙАИ ВИЧЧЕ»
Наиведьям - подношение Божеству свежеприготовленной пищи, спелых плодов, фруктов, различных сладостей, мёда, орехов и т.п. во время проведения пуджи (см.).
Намаскара - поклон, распростертое положение; знак преданности, уважения и почитания.
Нармадешвар(а) - букв. «Владыка доставляющий радость»
Нирвикальпа-самадхи букв, «самадхи (см.) без семени, формы». Высочайшее состояние, в котором индивидуальная душа утрачивает все чувства отличия от всеобщего Я.
Ниргуна Брахман - «бескачественный Брахман (см.)».
Ниргуна упасана — упасана абстрактная, не имеющая качеств.
Падья - «вода для омовения стоп» Учителя или мурти (см.) Божества.
Панчакшара-мантра - букв, «пятислоговая мантра». «НАМАХ ШИВАИЯ» — самая священная мантра (см.) шиваизма. В «Шива-пуране» сказано: «Это лучшая среди семи кроров (70 млн.) мантр. Она «сияет» в сердцевине всех Вед (см.) в центральной части Яджурведы,
Пара-бхакти - «высшая бхакти (см.)». См. также гаупи-бхакти, мукхъя-бхакти, ваидхи-бхакти.
Параматма - Высочайшее Я, Истинное Я, Атман, Брахман (см.).
Парампара («Непрерывная преемственность»)
Питха - букв, «сиденье, пьедестал». Основание Шивалингама (см.) или скульптуры Божества, а также трон настоятеля монастыря или какое-либо место постоянного пребывания духовного авторитета, лидера.
Према - Высшее состояние экстатической любви и преданности к Господу.
Прасад
Пратика - образ, символ Бога.
Пратика упасана - поклонение образу, символу Бога.
Пратима - «картина, статуя, изображение Божества».
Пратьякшадевата -- «доступные восприятию, очевидные Божества».
Пуджа - букв, «поклонение, почитание». Ритуал поклонения, выполняемый в храме, доме или святилище перед мурти (см.) или другим священным объектом, или перед живой личностью, например, Садгуру.
Пуджари - жрец, человек, выполняющий пуджу (см.).
Пураны («Древние сказания»)
Пуруша букв. «Личность». Бог; Дух; Высшее Сознание. «Мировая или индивидуальная душа», жизненный принцип. Понятие философской системы Санкхьи (см.)(в какой-то степени, синоним Атмана (см.)).
«Пуруша-сукта» -древневедический гимн, посвящённый Пуруше.
Пушпа(м) - цветы; одно из основных подношений во время проведения пуджи (см.), символизирующее всепроникающий эфир.
Рагатмика - сущность, «тело» Любви; собственно Любовь.
Раджа - раджа, царь, царская особа, повелитель.
Раджа-йогин — человек, практикующий раджа (царственную) йогу. Основная система йоги, сформулированная в учениях Капилы и «Йога-сутрах» Патанджали.
Раджа-нияма - «царственная» нийяма. Вторая ступень восьмеричного пути «Йоги Патанджали», характеризующаяся соблюдением следующих предписаний: раскаяние, удовлетворённость, жертвенность, вера, преданное служение, изучение писаний, размышление, соблюдение святых обетов, джапа (см.), аскетизм.
Раджас - одна из трёх гун (см.), характеризующая принцип активности и страсти.
Риши - Великий Мудрец, познавший тайны Бытия.
Сагуна Брахман - «Бог, имеющий качества»; личностный аспект
Божества.
Сагуна упасана - «конкретная, качественная» упасана (см.). Садхака - «приверженец, получивший духовное образование» и
выполняющий садхану (см.).
Садхана - «старание», духовная практика, эффективное средство достижения Бога. Включает в себя такие дисциплины, как пуджа (см.), йога (см.), медитация, джапа (см.), пост, аскетизм и т.д.
Сакхья-бхава - такие отношения между бхактой (см.) и Господом, в которых присутствует ощущения равенства, например Арджуна и Кришна. См. также бхава, шанта, дасья, ватсалья, канта, мадхурья и атма-бхава.
Самадхи - прямое переживание Аммана (см.).
Самскары - букв, «впечатление, активатор». Отпечатки, оставленные в подсознательном уме опытом этой или предыдущих жизней, определяющие всю жизнь человека, его склонности, реакции, состояния ума и т.д. Подробно описаны в «Грихья-шастрах».
Сандхья (от «сандхи»
Санкхья — одна из ортодоксальных систем индийской философии изложенная Капилой. Является теоретическим фундаментом раджа-йоги (см.).
Сансара (также самсара) - букв, «поток». Весь феноменальный непостоянный мир, характеризующийся бесконечным циклом рождений и смерти.
Сатсанга - «общность Истины». Община духовно устремлённых душ; общение с просветлёнными, высокими личностями.
Саттва - одна из трёх гун (см.), характеризующая благость и чистоту.
Сат-Чит-Ананда (также Сатчидананда, Саччидананда)
Сауча - соблюдение духовной и физической чистоты; непременное условие любой садханы (см.).
Сваямбху - нерукотворный (образ).
Смарана - «памятование». Процесс запоминания духовного наставления Гуру (см.) или священных текстов.
Смрити («вспоминаемое», предание)
Спала
Спхатикалингам - сваямбху (см.) Лингам Шивы из горного Хрусталя, природного кварца.
Ставапатха - хвалебный гимн, прославляющий какое-либо божество.
Суфии - последователи мистического течения в исламе, возникшего в VIII-IX вв.
Таила-дхаравата «непрерывная нить масла». Часто
употребляемая аллегория в постведической литературе, с которой ассоциируют процесс медитации.
Тамас - одна из трёх гун (см.), характеризующая темноту и невежество.
Тамбула -листья или плоды (орешки) бетеля.
Тантра (тантризм, тантрический) букв, «основа ткани», «порядок, правило». То, что несёт освобождение; эзотерическая традиция в индуизме (особенно в шактизме и шиваизме), придающая особое значение почитанию и постижению Бога как Божественной Пары
Тарпана -- букв, «насыщение, удовлетворение, [предложение покоя]». Обязательный ритуал, предписанный всем индуистам; непременная часть священного омовения. Предложение воды всем своим прародителям
Теджас — букв, «огонь, жар, свет, сияние».
Тилак(а)
Тиртха — Священное место паломничества. Священный город, храм, место слияния Священных рек или какое-либо другое место, где были отмечены случаи Богоявлений и чудотворчества.
Трипундра («Три отметины») — знак принадлежности к шиваитской секте. Состоит из трёх горизонтальных полос на лбу или на других частях тела. Наносится священным пеплом вибхути (см.). См. также тилак.
Тришны - «жадность, алчность», переполняющие нас желания.
Туласи - Священное дерево, листья которого используются в качестве подношения Господу Вишну и Его Аватарам (см.), а из древесины изготовляют чётки для джапы (см.).
Упасака — тот, кто совершает упасану (см.). Последователь, приверженец.
Упасана — букв, «сидящий около». Служба, поклонение, почитание.
Упачара - букв, «то, что подходит для оказания услуги, вежливого ухаживания». Предметы подношения во время пуджи (см.).
Упанишады (в ед.ч. Упанишада)
Чайтанья — «Дух, Сознание; Высшее Бытие».
Чаранамрита - вкушение «амриты», божественного прасада
(см.) Господа. Чарья-Йога - букв, «йога движения». Йога (см.)
подвижничества и преданного служения Господу, близкая по
своему духу карма, крийя и бхакти-йоге (см.).
Шакти «сила, энергия». Активная Сила или проявленная Энергия Господа Шивы, пронизывающая всё сущее. Божественная Мать в тантризме или религии тактов (см.).
Шакт - почитатель Божественной Матери.
Шалаграм - чёрный «камень» с отметиной Сударшаны-чакры (метательного огненного диска) Вишну. Сваямбху-мурти.
Шанта-бхавава - букв, бхава (см.) «душевного покоя, умиротворения». Чувство, состояние, в котором пребывает бхакта (см.), подобное чувству, которое испытывает ребёнок по отношению к своим родителям. См. также дасъя, сакхъя, ватсалья, канта, мадхуръя и атма-бхава.
Шастры - «писания». Священные писания Санатана Дхармы, делящиеся на Шрути и Смрити (см.).
Шива-бхакта (или шайв) - преданный Господа Шивы.
Шивалинга(м) - «Знак, Шивы». Округлый эллиптический предмет, устанавливаемый на круглом основании, питхе (см.). Древнейший символ Господа Шивы, особенно Пара-шивы (трансцендентного, лишённого качеств Бога). Бывают сваямбху (см.) или изготавливаются из камня, металла, драгоценных и полудрагоценных камней, дерева и др. материалов. См. также Спхатикалингам, Нармадешвар.
Шила - букв, «камень, скала».
Шодашопачара - «шестнадцать упачар» (см.). Ритуальное поклонение, в котором Божеству предлагается шестнадцать видов подношений.
Шравана - слушание наставлений Гуру (см.). См. также смарана.
Шраддха - вера и преданность Богу.
Шрути («Услышанное», Откровение)
Шуддха-бхава - «чистая» бхава (см.), т.е. обращённая к Богу (не мирская).
Хавана - букв, «сжигание». Огненное жертвоприношение.
Юга «период, эра». Космологический период времени.
Существует четыре юги, циклически сменяющие друг друга: сатья-юга -эра праведности; трета-юга
Когда восходит звезда Свати,
ракушка поднимается со дна морского
на поверхность ловить дождевые капли.
Распахнув створки, плавает она по поверхности вод,
пока не упадёт в неё дождевая капля. Тогда уходит ракушка
глубоко, на самое дно, чтобы взрастить в себе
прекрасную жемчужину.