Макар шанкранти
Макар Шанкранти празднуется 14 января на территории всей Индии. В некоторых местах его называют Кхичади Шанкранти, в некоторых Тил Шанкранти, в некоторых Понгал. В Южной Индии его называют Понгал, а понгал означает кхичади. В этот день в Керала, люди собираются вместе в храмах, разжигают плиты, готовят сосуды и приготавливают понгал. Проводятся богослужения, и люди играют на пяти традиционных инструментах — барабане, вине и т.д. Слоны в украшениях гуляют по улицам. После приготовления кхичари каждый несет его домой в своих сосудах.
Макар Шанкранти также празднуется на Шри Ланке, а также в Кашмире, Утаранчале, Кумаоне и Гархвале. Это самый крупный фестиваль в Индии, который основан на солнечном календаре. Все остальные фестивали основываются на лунном календаре, будь то Шиваратри, Джанмаштами или Наваратри. Макар Шанкранти – единственный фестиваль, базирующийся на солнечном календаре, так как в этот день солнце останавливается в доме Козерога и возвращается назад через дом Рака. Теперь дни становятся длиннее, а ночи короче.
Макар Шанкранти на самом деле связан с рядом традиций. Одна из них – есть кхичари, творог и рисовые хлопья. Вторая – ритуал омовения в Ганге. Третья – связь с Солнцем и астрономией, и четвертая — связь с йогой.
Происхождение Ганги
Река Ганга берет начало в леднике Гомух в Гималайях. Из Гомуха она впадает в Ганготри. Здесь находится храм, посвященный Матушке Ганге. Поблизости находится скала Бхагиратх. В этом месте царь Бхагиратх совершил покаяние, и затем Ганга спустилась вниз на землю с небес. Это – известная история.
Капил Муни проклял на смерть через огонь 7000 сыновей царя Сагара. Для того, чтобы освободить их души, Гангу необходимо было спустить вниз с небес. Некоторые цари пробовали сделать это, но безуспешно. Наконец, Бхагиратх, царь Икшваку (глава солнечной династии), смог сделать это. Скала неподалеку от Ганготри принадлежит ему. Выше, примерно в 20 километрах оттуда, расположен ледник Гомукх. С него Ганга течет по равнине в сторону Прайяграджа, через Варанаси, Мунгер и Калькутту до тех пор, пока не достигнет Ганга Сагара. Ганга Сагар – крошечный островок, и здесь река встречается с морем. Ганга Сагар означает встречу Ганги и моря. На этом островке расположен храм, посвященный Капил Муни. Во время празднования Макар Шанкранти на Ганга Сагаре проводится большая ярмарка, и от этого места до Ганготри на всех берегах Ганги тысячи людей купаются в реке.
Два пути Йоги
Связь Макар Шанкранти с Йогой эзотерична. В Йоге сказано, что в этот день солнце поднимается – в уттарайане, и на Карка Шанкранти солнце садится – в дакшинайана. Существуют два пути: на север, или путь уттарайана, или на юг, путь дакшинайана.
Те, кто стремится понять Йогу, должны знать, что уттарайана и дакшинайана – это два пути, по которым может пойти ученик. Дживатма, человеческая душа, которая практикует Йогу, идет по одному из этих путей. Одна душа может идти по маршруту уттарайаны, а другая по маршруту дакшинайаны. Опыт этих путей имеет место в состоянии дхияны в живом теле.
Что происходит, когда вы практикуете дхияну в падмасане или сиддхасане (это две асаны для дхияны, вы не можете практиковать дхияну сидя на кресле, потому что, чтобы достичь дхияны, вам нужно сделать мудру, бандху, асану и пранаяму)? В состоянии дхияны, ваш ум находится в одном из пяти состояний. Ум может блуждать то здесь, то там, быть в состоянии депрессии, возбуждения, безудержности, сна или однонаправленности. В Йоге эти состояния называются мудха (скука), кшипта (разбросанность), викшипта (колебание между рассеянностью и однонаправленностью), экагра (однонаправленность) и ниродха (прекращение, остановка). Ум остается в одной точке или другой, делает одно или другое движение, двигается с места на место и остается в одном состоянии или другом. Так или нет? Ум фиксируется на одном или другом. Ум имеет два важных настроения — уттарайана и дакшинайана.
Багавад Гита (8:24-26) упоминает пути уттарайана и дакшинайана:
Огонь, свет, день, светлые две недели, шесть месяцев северного пути солнца, отправляются отсюда те, кто знает Брахмана, идут к Брахману
Это упоминание об уттарайяне. О дакшинайяне ссылка:
Добравшись до лунного света при помощи костра, ночного времени, темных двух недель, также шести месяцев южной тропы солнца, йогин возвращается.
Затем сказано:
Светлые и темные пути мира поистине вечные: по одному (светлому пути) человек идет, чтобы не вернуться, а по другому (темному пути) человек возвращается.
Путешествуя по одному пути, йогин не возвращается. Если он идет по другому пути, возможно, он вернется и пойдет снова. Для духовных личностей Макар Шанкранти представляет собой путь уттарайаны. Что такое уттарайана? Кто идет этим путем? И кто идет по пути дакшинайаны?
Нада, бинду, кала
Из нада, бинду и кала возникли три формы. Нада означает звук. Сейчас я говорю. Имеет ли звук моего голоса форму? Да, но вы не можете видеть ее глазами. Однако вы можете видеть форму бинду, точки. Я являюсь точкой. В храме Шива – точка. Учитель – точка. Все это точки. Что есть кала? Опыт, который возникает в вашем уме, называется кала. Нада, бинду и кала: звук, объект концентрации и внутренний опыт – три основные формы. Тот, кто придерживается этих трех форм, когда идет по пути дьхияны, Йоги, духовности, высшего закона, выбирает путь уттарайана. Тот, кто идет по пути уттарайаны, всегда видит свет внутри. Он видит внутренний свет.
В ведической литературе считается, что Параматма, высший дух, не имеет формы. Он считается бесформенным, невидимым, trikalateet, вне времени, shabadateet, вне описания. Он безличен. Он не имеет места или имени, но цель садханы — чтобы Бог? не имеющий формы, получил ее. Форма воображаема. Никогда не делайте в этом моменте ошибку. Садхана, выполняемая на форму, есть способ пережить садхану на бесформенного.
Чакры
От муладхара чакры до анахата чакры идет путь дакшинайана. От анахаты чакры до аджна чакры идет путь уттарайана. Если кундалини достигает анахата чакры, то она достигает точки, из которой нельзя вернуться. Если она достигает манипура чакры, она может вернуться или опуститься в любое время – она может спуститься к месту отдыха и заснуть. Место отдыха кундалини — свадхистхана. Слово «свадхистхана» означает «своя собственная обитель». Таким образом, кундалини возвращается к себе домой и засыпает. Однако, после того, как она достигнет анахата чакры, кундалини свободна и не имеет препятствий. Поэтому она не возвращается. Анавриттим, анавриттим – нет возврата, нет отступления.
После анахаты есть вишуддхи чакра, а после вишуддхи — аджна чакра. Ганга доходит до этого места. За пределами этого Ганги не существует: за пределами этого лежит море. Именно так Ганга становится морем. Мудрецы пели:
Кто играет на флейте в центре небес? Флейта играет между Гангой и Ямуной, в северном королевстве. Здесь, слушая музыку флейты, гопи приходят в восторг. Кто играет на флейте?
Между Гангой и Ямуной, флейта играет в аджна чакре. Аджна чакра это ваша Прайаградж, где Ганга, Ямуна и Сарасвати встречаются. Это Тривени, Сангам, место встречи. Прямо за межбровным центром находится аджна чакра. Здесь встречаются Ганга, Ямуна и Сарасвати. После этого начинается Ганга Сагар. Те, кто идет по пути уттарайаны, начинают идти с анахата чакры. Те, кто идет по пути дакшинайаны, начинает идти с мулдахары.
Человек отличается от других биологических видов, потому что он имеет возможность практиковать Йогу, объединение. Все остальные человеческие возможности также присутствуют и в животных. Что бы вы не делали, животное может делать то же. Было сказано:
Основные инстинкты голода, сна, страха и продолжения рода являются общими для человеческих существ и животных. Только знание отличает человека от животного.
Человек имеет только одно особенное качество, которое отличает его от животных, и это качество есть Йога. Йога означает идти внутрь и быть способным направить ум на путь уттарайаны. Это снова и снова повторяется в священном законе, в наших традициях и в инструкциях, полученных нашими Учителями. Я не говорю ничего нового. Я просто делаю вам маленькое напоминание.