9 октября 2010
Каждый человек приходит в этот мир наделенный тремя дарами: головой, сердцем и руками. Большинство людей не используют эти дары надлежащим образом или не понимают их потенциала. Чтобы взрастить эти три силы, человек должен прежде всего понять, что они значат. Человек должен понять врожденные качества, возможности и потенциал этих трех даров и усилие, которое он может приложить, чтобы их пробудить.
Творение согласно тантре и Самкхьи
Тантра говорит о двух реальностях: сознание и энергия. Она утверждает, что все творение — это ни что иное, как взаимодействие, обмен и взаимовлияние между сознанием и энергией, это разные проявления и формы сознания и энергии. Энергия известна, как Шакти, а сознание — Шива. Возможно, что когда-то Шива и Шакти были реальными людьми, которые распространяли тантру, но эта история на столько древняя, что эти данные тяжело выяснить. Концепция Шивы и Шакти в тантре относится к сознанию и энергии. Поэтому когда слова Шива и Шакти используются в тантре, не путайте их с образами и формами Шивы и Шакти.
В древние времена мудрецы и пророки понимали это как то, что каждый человек предствляет собой ни что иное, как выражение сознания и энергии, являющиеся неотъемлемой частью тела и характера. В то же время они связаны с космическими сознанием и энергией. Существует связь и единство между сознанием, присущим индивидууму и сознанием пронизывающим космос, между энергией индивиуума и энергией, пронизывающей космос. Поскольку все существа пришли из одного источника, можно сказать, что космическое сознание в очень малой степени присутствует в человеческой природе и характере.
Шакти является активным или динамическим элементом, а Шива
Этот высший разум, развившийся через перестройку и объединение сознания и энергии, известен как махат. Махат состоит из четырех различных состояний опыта: ахамкара или эго, буддхи или интеллекта, читты или внутреннего разума, содержащего воспоминания, и манаса или рефлексирующего рационального ума. Работая слажено и гармонично, эта четверка определяется как высший разум. Различие между ними чувствуется только тогда, когда одно из состояний начинает преобладать и это ощущается как независимый опыт. Согласно тантре, на космическом уровне, сознание и энергия, Шива и Шакти, живут в гармонии друг с другом. Они существуют как одно целое. Когда же они отделяются, когда энергия отделяется от сознания или сознание отделяется от энергии, происходит творение. Когда энергия отделяется от сознания, она должна функционировать сама по себе и нет ничего, чтобы направлять работу и роль этой энергии. Наш гуру, Шри Свами Сатьянанда, дает такой пример: два друга
Когда сознание и энергия вместе, они гармонично друг с другом функционируют, порождая мир и блаженство. Когда они отделены друг от друга, когда хромой спускается со слепого, и должен как-то существовать сам, получается другой эффект. Меняется качество и проявление Шакти. Сознание становится отчужденным, интровертированным и замкнутым, в то время как Шакти становится активным элементом. Когда Шакти становится активным элементом, происходит творение. Первая эвольвента, проявляющаяся в процессе творения
В процессе творения также проявляются таттвы или элементы. Они образуют тело, которое является результатом объединения и перестройки этих пяти таттв. Если вы наблюдаете за человеческими характерами, наличие таттв будет для вас очевидным. Некоторые люди полны воздуха, некоторые
Духовная осознание
Духовная осознание отлично от религиозного осознания. Духовность не имеет ничего общего с религией. Это два совершенно разных пути. Люди верят, что следуя какой-то религии, человек может стать духовным, но это не так. Духовная осознание или духовная реализация
С точки зрения тантры и йоги, быть духовным, значит осознавать свои врожденные светлые качества. Люди верят, что они могут стать духовными, если будут медитировать. Но это не так. Люди верят, что они могут стать духовными, если будут следовать какой-нибудь религии. Неверно. Люди верят, что они могут стать духовными, если будут петь мантры, или думать о Боге или поклоняться Богу. Но это не так. Это все не духовность. Вы не можете обрести духовность через медитацию, созерцание, поклонение или через любое подобное усилие. Духовность должна быть открыта внутри вас, и это есть процесс йоги или тантры. Духовная природа находится за пределами мира чувств и чувственных объектов. Духовный опыт выходит за пределы опыта ума и тела.
Понимание духовной жизни или духовного качества приобретается через процесс наблюдения и изменения обычных поведенческих шаблонов жизни. Помните, что человек становится духовным не через созерцание, медитацию, ритуалы или поклонение, а через следование своей дхарме. Этот тот момент, который все упускают. Никто не следует своей дхарме, но все пытаются медитировать.
Ко мне приходят люди и спрашивают: "Как мы можем стать духовными?". Я им отвечаю: "Сначала, перестаньте критиковать других. Сперва, перестаньте быть разрушительными в своем собственном уме, перестаньте быть агрессивными в своем собственном характере". Они говорят: "Должны ли мы медитировать?" Я отвечаю: "Нет, в этом нет необходимости. Вам не нужна медитация, чтобы открыть свою духовную природу". Они недоверчиво смотрят на меня, как будто они всегда слышали "Медитируйте и вы почувствуете божественность, свет". Всем говорили, что целью жизни является достижение самореализации или богореализации. Это является таким ожиданием, которое мотивирует людей найти Бога внутри. Бог внутри нас не может быть найден, по крайней мере не в это время, когда люди погрязают в материальном мире. У людей нет этого характера, этой санкальпа шакти, этого рвения, этой стойкости ума. Поэтому они могут медитировать, но при этом никогда не увидеть Бога или не достичь самореализации. Это показывает самый большой изъян в их понимании того, как включить и объединить практики, чтобы получить высший духовный опыт.
То, о чем я сейчас говорю, относится ко всем, и к санньясинам и к садхакам. Санньяса никого не делает духовным; йога никого не делает духовным. Понимание своей природы, изменение шаблонов поведения человека, понимание своей дхармы и соблюдение предписаний дхармы
Тантра: путь качественного изменения жизни
Тантра всегда утверждала, что путь духовности
Всего этого реально достичь, живя в этом теле и в этом мире. Возможно обрести этот новый ум и это то, к чему вы должны стремиться. Тантра всегда ясно говорила о том, что вы должны столкнуться с ограничениями в жизни. Ваши чувства, знания и интеллект являются ограничениями; ваши эго, смрити и буддхи обусловлены. Вы живете в этой обусловленной природе, испытывая радость и счастье, боль и страдание, но если есть желание отыскать внутри что-то еще, тогда необходимо пройти через процесс садханы.
Постижение сат-чит-ананды
Традиция говорит, что вы должны познать три опыта внутри себя. Первое сат, истина или реальность. Вы должны знать, что является реальным, вы должны дойти во всем до сути. Второе, чит, опыт того, что сознание способно расширяться и перерастать ограничения им же созданные. Третье, ананда, опыт переживания того, что в жизни нет боли и страдания, есть только блаженство.
Таким образом, сат, чит и ананда
Главная тема тантры
Природа самсары
Самкхья определяет прогресс эволюции с самого начала сотворения мира. Она описывает образование очевидных элементов и сил из тонких элементов и сил: ахамкара, эго; буддхи, интеллект; читта, поле памяти; манас, способность мыслить; индрии, чувства; таттвы, элементы, танматры, сущность элементов; гуны, качества. Все они являются последовательными проявлениями творения, через которые человек самоидентифицируется с миром, в котором живет.
Если бы у вас не было чувств, вы бы не могли найти связь с окружающей вас средой и миром. Если бы у вас не было высшего разума, вы бы не могли понять проявлений манаса, буддхи, читты и ахамкары. Таким образом, вся экипировка, с которой вы сюда пришли в эту жизнь, является лишь снаряжением для материальной жизни. Если бы Бог хотел, чтобы вы были просветлены с первого дня, Он бы не снабдил вас тамастичной природой, Он был не дал вам васаны, желания и амбиции, Он бы не дал вам зависть, ревность и жадность. Скорее, Он дал бы вам те атрибуты, с помощью которых вы бы легко эволюционировали в высшее состояние бытия.
Природа этого мира препятствует пути эволюции. Не важно, как сильно вы стараетесь в духовной жизни, вы всегда будете встречать блоки или барьеры, связанные с внешним миром. Будь то ваша семья, общество или профессиональные вопросы, что-то вновь и вновь будет уводить ваш ум в мир. Общение с миром создает привязанность, а природа чувств и ума
Места выхода из самсары
Несмотря на человеческую предрасположенность быть привязанным к самсаре, путь к спасению оставлен открытым, так что те, кто не хочет жить в этом мире, могут познать что-то другое. Есть некий выход из этого мира, подобный запасной двери, имеющейся в каждом доме. Если вам не нравится жить в конкретном доме, просто выйдите через дверь. Точно также существует и место выхода из этого мира. Это место определяется тремя путями: первое, когда вы испытываете сильно желание познать счастье внутри себя; второе, когда вы находите Учителя; третье, когда Учитель дает вам подзатыльник. Когда вы совершаете ошибку, Учитель должен вас поправить, и если у вас есть доверие и вера в этого Учителя, вы будете следовать его инструкциям. Это шире открывает двери выхода.
1. Интенсивность желания ради преодоления
Чтобы найти место выхода из самсары, прежде всего, у вас должно быть на то желание. Есть такая история о Парамахамсе Рамакришне. Однажды к нему пришел духовный искатель и сказал: "Я хочу получить даршан Матери. У тебя есть возможность побеседовать с Матерью. Почему бы тебе не попросить Ее дать мне даршан?" Рамакришна не ответил. Человек продолжал надоедать ему, но Рамакришна сохранял молчание. В конце концов вечером Рамакришна встал и пошел к реке искупаться. Мужчина также последовал за ним, приговаривая: "Ты так мне и не ответил". Рамакришна сказал: "Хорошо, я дам тебе ответ, но для начала прими омовение в реке". Искатель подумал: "Прекрасно! Я получу ответ после омовения" и прыгнул в воду. Как только он оказался в воде, Рамакришна схватил его за шею и с силой погрузил его голову под воду. Конечно, мужчина начал задыхаться. Он не мог дышать и лишь брызгал слюной, в отчаянии молотя руками и ногами, но Рамакришна лишь сел на его плечи. В конце концов мужчина так взволновался, что одним небольшим толчком скинул с себя Рамакришну, поднялся и сделал глубокий вдох. Вот, что сказал ему Рамакришна на счет случившегося: "Только в том случае, когда твое желание получить даршан также велико, ты его получишь, никак иначе". То, что он сказал искателю, верно на все времена.
Существует разница между любопытством и глубиной чувства. Большинство людей экспериментируют с духовной жизнью из любопытства: "Давай-ка посмотрим, что это за новая штука". Они не приходят с глубоким чувством. Если любопытство
После того, как ваши конечности снова стали податливыми, вы говорите: "Попробую-ка я виньясу, пока нахожусь в этом городе". Вы идете на виньяса йогу и через некоторое время заявляете: "Плохой учитель, я возвращаюсь домой". Все в вашей жизни делается из любопытства. Люди даже саньясу принимают из любопытства, а не потому что они преданы этой идее. Если бы здесь имело место интенсивное желание, тогда ни одна ложная мысль не привела бы в саньясу. Если бы была глубина в том, во что вы верите и что вас вдохновляет, тогда все ложные мысли, которым вы подвержены, были бы уничтожены. Они являются результатом любопытства, почему это и почему то, почему я не могу и почему ты не можешь, эдакий синдром «у тебя есть, а у меня нет». Это синдром очень ограниченного ума, ума, который всегда соревнуется, жаждет и любопытствует. Интенсивность желания
2. Найти Учителя: Вторая точка выхода обнаруживается через нахождение Учителя. Как вы находите Учителя? Вы ищете на "Желтых страницах" и звоните тому, у кого лучше реклама? Это хороший Учителем, а тот, у кого плохая реклама
Учитель
Такова реальность. Учитель вас ведет, Он может вас вдохновлять и может сказать, что делать для развития вашей духовной жизни, но у вас должно быть правильное понимание и осознание духовной потребности. Учитель
Он
Отношения с Учителем сакральны. Это ваше личное дело, а не предмет для сплетен. Если вы болтаете о том, что вам сказал Учитель, то это происходит потому, что ваши отношения не чисты и вы никогда не сможете прогрессировать. Если же эти отношения неприкосновенны, тогда развивается близкая связь, которая не является ни интеллектуальной, ни ментальной, ни эмоциональной. Это духовная связь. Эта такая связь, которая должна развиваться между учеником и Учителем, и через которую открывается дверь из материального мира в духовное измерение.
3. Подзатыльник от Учителя: Если вы проанализируете вашу жизнь, то увидите, что она вращается всего лишь вокруг нескольких вещей: семья, друзья, работа и общество. В жизни каждого есть основные области заботы. Не важно, чем вы заняты, связь с этими сферами все время поддерживается. Даже в медитации существует связь с семьей, друзьями и обществом. Эта связь никогда не исчезает. Они являются толстыми канатами, тянущими вас на сторону внешнего мира, и одна тонкая нить духовной жизни пытается тянуть вас в другую сторону. Что из них сильнее? Эту ниточку духовной жизни очень легко порвать, а толстые канаты семьи, друзей, общества и работы тянут вас назад к земле.
Когда это происходит, тогда необходима оплеуха Учителя. Учитель должен прийти и сказать: "Снова определи для себя, к чему ты стремишься". Если вы верны своим устремлениям, тогда вы должны каким-то образом перерезать эти канаты, что тянут вас обратно на грубый план, но если ваши материальные устремления сильнее, тогда забудьте о духовной жизни. Живите материальной жизнью и следуйте своей карме и самскарам.
Духовная жизнь и материальная жизнь не могут сосуществовать, также как не могут сосуществовать день и ночь, как не могут смешаться вода и масло. Материальное и духовное не могут объединиться. Вода
Изменение материального мышления
Грубое или материальное мышление должно быть изменено. Тантра говорит, что материальное мышление должно быть изменено взращиванием позитивных и благостных качеств жизни. Качества, которые обычно выражаются в материальном мире в процессе взаимодействий это
Когда есть понимание и ясный ум, то человек может достичь в жизни чего угодно. Из-за отсутствия понимания возникают все проблемы в семье и обществе. Сначала между двумя людьми возникает непонимание, а затем появляются проблемы. Даже у молодоженов, живущих в доме вдвоем, может быть непонимание. О чем это говорит? В природе человека есть такая жесткая часть, которая не хочет понимать и навязывает только свою волю. Когда вы навязываете только свою волю, не пытаясь понять других, возникает конфликт. Поэтому тантра говорит, что понимание является ключевым качеством, позволяющим прорастать позитивным и мягким качествам.
Голова, сердце и руки
Все аспекты вашей природы должны так управляться, чтобы это развивало ваши голову, сердце и руки. Путь йоги
10 октября 2010 года
С точки зрения тантры, две реальности, известные как Шива и Шакти,
Роли Шакти и Шивы
У чистой изначальной Шакти есть имя
Как Шакти названа Йогамайей, так Шива имеет имя Сатчитананда, что указывает на три его качества: истину, сознание и блаженство. Где есть истина, там есть сознание и блаженство; есть единство, завершенность и довольство собой. Это расширяющееся и растущее сознание, осознающее истину и беспрерывное блаженство. Поэтому имя Шивы
Когда Шива и Шакти отделены друг от друга, появляется различение. Больше нет космической гармонии. Созданы независимые тождества
Хромой направлял слепого, а слепой нес на себе хромого и они пришли к своей цели. Точно также Шива и Шакти помогают друг другу в творении.
Шива оказывает тонкое воздействие на творение. Он проявляется как махат, высший разум. Махат имеет четыре составляющих: ахамкара, эго; читта, душа, в которой содержатся скрытые впечатления; буддхи, интеллект; манас, рефлексирующая сила. Такова роль Шивы. Шакти же ответственна за творение элементов, панчабхут, панча таттв, панча танматр. Все, что в природе является материальным, создано Шакти. Она создает пять элементов, а перестройка и объединение этих пяти элементов создают вселенные, галактики и формы жизни. Человеческое существо
Аттрибуты человека, созданного Творцом
Сегодняшняя тема относится к вам напрямую, так что постарайтесь понять ее правильно. Если мироздание сделано из пяти элементов, тогда и это тело тоже создано из пяти элементов. Если бы мироздание было эфимерным, то и тело тоже было бы лишь эфимерным. Если бы мироздание было просто огнем, то и тело имело бы форму огня. Если бы мироздание было только водой, то и формы жизни также имели бы водную основу. Это значит то, что каждая форма жизни регулируется Шакти для того, чтобы жить и выживать в своей естественной среде. Водные формы жизни не смогут выжить на земле, а наземные формы жизни не смогут выжить в воде и сгорят в огне, огненные же формы жизни погибнут в воде. Во вселенной существует много измерений и похожих планет, где обитают разные формы жизни, не обязательно в таких же телесных формах, но в качестве духовных начал, сил и сущностей.
Когда некая форма жизни адаптировалась к своей естественной среде, активизируется высший разум и в игру вступают определенные аттрибуты.
Самоидентификация: Первый атрибут
Самосохранение
Четыре базовых инстинкта
Психика: Второй атрибут махата
Когда скрытые впечатления в сознании переносятся вперед, они становятся самскарами и кармой. Воспоминания прошлого проявляются в будущем либо в виде кармы, либо в виде самскары. Поэтому инстинкты
Способность распознавания среды: Буддхи
Когда вы чего-то касаетесь, скажем, микрофона, личные чувства контактируют с внешним объектом. Это буддхи анализирует объект и говорит: "Твердый, холодный, крепкий, переносной, большой, маленький, мягкий, гладкий, имеет бороздки." Такое понимание объекта происходит через буддхи. Такой же процесс происходит со зрением. Если вы на кого-то посмотрели, но буддхи в этот момент не было, вы и знать не будете, что посмотрели на человека, вы словно посмотрели на белую стену. Благодаря наличию буддхи вы можете идентифицировать то, что видите, как человек. Буддхи управляет чувствами. Вкус, запах, осязание, зрение, слух
Рациональность: Манас
Если кто-то причинил вам боль, то ахамкара говорит вам, что этот человек сделал вам больно и на это нужно отреагировать. Манас будет думать только о том, что боль была нанесена этим человеком, и как вы можете отреагировать вследствие предоставленных сведений ахамкары. Для человека вовлеченного в развивающиеся финансы, входные данные придут из буддхи, а затем манас будет о них думать. Подобным образом, читта может принести какое-нибудь старое воспоминание и разместить его на переднем плане вашего ума и тогда ум начнет думать о том, что произошло. Следовательно, манас актуализирует события, происходящие в ахамкаре, буддхи и читте. Это отличается от теории прототипа манаса.
Низший разум и высший разум
Ахамкара, буддхи, читта и манас представляют собой Шиву, или аспект сознания. Они становятся низшим разумом в материальной жизни, когда ассоциируются с миром чувственных объектов. Когда же они свободны от мира чувственных объектов, то становятся высшим разумом. Это похоже на нахождение в пределах одной комнаты. Когда вы находитесь в пределах одной комнаты, ваше восприятие ограничено данной комнатой и лишено всего, что существует за ее пределами. Однако, когда вы выходите из этой комнаты наружу, то используете те же чувства, тот же ум, но ваши взгляд, видение и понимание меняются. Те же самые ум и чувства ведут себя по-разному в условиях ограниченного пространства и открытого. Ограниченное состояние
Связь с чувственными объектами
Существует точка, в которой соединяются чувства и чувственные объекты. Существует естественное и взаимное притяжение, меняющее природу ума. Возникает желание "Я хочу это". Если бы у этого объекта не было влияния на ваш ум, он бы не изменил ваш ум. Вы бы могли сказать "Мне это не нужно". Но когда он меняет природу ума, возникает желание этим объектом обладать. Например, вы заметили в вазе красивый цветок и в голову пришла мысль "Могу ли я взять его с собой?" Это простое предложение показывает, что данный объект каким-то образом повлиял на ваш ум. Если бы он не был для вас привлекательным, вы бы на него даже не взглянули. Но когда вы на него посмотрели, возникла связь, объединение, желание. Это желание возникло вследствие объединения чувств и чувственных объектов.
Шри Кришна говорит в Бхагават Гите (2:62-63): Sangaat sanjaayate kaamah
Когда вы агрессивны, ум сбит с толку: Krodhaat bhavati sammohah. Желание обладать становится более очевидным и доминирующим, и вы теряете связь с реальностью и ясностью ума. Это состояние заблуждения ума одержимо одной мыслью, которая находится под влиянием желания, события или объекта: Sammohaat smriti vibhramah. Когда ум находится в подобном заблуждении, то для рациональности и понимания в жизни нет места и вы теряете связь с реальностью, что для рассудка является смертью: Smtiribhranshaat buddhinaashaat pranashyati. Когда умирает рассудок? Когда вы теряете контакт с реальностью и живете в мире фантазий и заблуждений.
Из-за объединения с чувственными объектами, которое начинается как желание и превращается в привязанность, вы смешиваете все ваши добродетели и пороки с желаниями и привязанностями. Страсть и сексуальность становятся похожи на любовь, хотя ею не являются. Когда вы говорите, что любите человека, что именно вы в нем любите? Вы не знаете характера человека, так что вы в нем любите? Тело. Вы даже не знаете природу этого человека, что вы в нем любите? Вы не любите его природу или характер. Вы любите красоту и тело этого человека и это становится вашим страстным желанием. После свадьбы вы открываете для себя другую сторону и это приводит к разводу. Если вы узнали эту другую сторону до свадьбы, возможно, вы бы не вступили в брак с этим человеком. Люди не пришли к истинной природе любви. Они нашли в жизни только страсть и любовь физическую, и идентифицируют ее с конечным пониманием любви.
Любовь
Ваши идеи любви
Когда люди предаются сравнению: "У тебя это есть, а у меня нет", это происходит вследствие жадности и зависти. Эти жадность и зависть материалистичны, потому что вы видите лишь внешние атрибуты. Кто знает, может, внутренне вы намного лучше человека, с которым пытаетесь конкурировать! Тем не менее, вы не обращаете на это внимания. Вы смотрите лишь на одежду, которую носит этот человек и идентифицируете себя с желанием носить более красивую одежду. Вы смотрите на еду, которую ест этот человек и хотите питаться также или лучше. Вы смотрите только на внешнее; вы не способны увидеть, что внутри вы намного лучше. Зависть, ревность и жадность
Шагая в глубины ума
Чтобы понять тонкое поведение махата, вы должны освоить процесс самоанализа, размышления и медитации. Но не медитации в общем понимании, а в виде последовательности практик, какими их определил Мудрец Патанджали в Йога Сутрах. Для него медитация начинается с пратьяхары, а не с дхьяны. Медитация
Остановите ваши мысли на минуту. Посмотрите, можете ли вы это сделать. Побудьте шестьдесят секунд без мыслей. Можете это сделать? В таком случае, как вы можете утверждать, что умеете медитировать? Если бы у вас была идеальная пратьяхара, вы могли бы останавливать мысли не просто на шестьдесят секунд, а возможно, на шестьдесят дней. Сосредоточение на дхаране
Если бы человека, имеющего идеальные пратьяхару и дхарану, попросили помедитировать в течение шести часов, можете быть уверены, он бы не задремал ни на секунду, а продолжительность и диапазон его внимания и осознанности были бы постоянными с самого начала и до конца, без волн и всплесков. Если вы на это способны, тогда можете называть себя медитатором и медитация будет иметь для вас значение. Но если вы практикуете медитацию лишь для того, чтобы, закрыв глаза, забыться, то такая практика не имеет никакого значения. Большинство медитирующих людей не имеют контроля над умом; их умственное состояние перетягивает их настроение в то, что они называют медитацией.
Когда вы способны медитировать, имеете полное и правильное представление того, что проявления, природа и поведение ахамкары, читты, буддхи и частично манаса (ведь манас является лишь полем для игры остальных трех) должны быть поняты, проанализированы, изменены и трансформированы, тогда вы пробуете идти в другое состояние ума, которое называется дхьяна. В этом случае медитация актуальна, а иначе она прилипает к пратьяхаре и дхаране.
Мудрец Патанджали это понял. Вот почему он подчеркивал роль пратьяхары и дхараны. Смысл пратьяхары состоит в удалении чувств от того, с чем они связаны. В системе управления умом Мудрец Патанджали поместил пратьяхару и дхарану перед дхьяной. Если дхьяна была важна для него, он бы мог проигнорировать пратьяхару и дхарану и вместо восьми частей йоги было бы шесть: яма, нияма, асана, пранаяма, дхьяна и самадхи. Он осознал подлинность разъединения процессов ума от их ассоциаций, так, что ум может быть освобожден от негативных проявлений и поведения, а позитивные качества ума могут развиваться. Следовательно, пратьяхара и дхарана играют важную роль в управлении умом или головой.
Снимать стресс, быть свидетелем, гармонизировать
Как вы можете развивать способности головы? Прежде всего, уберите стресс. Если у вас стресс, то вы никакую способность не сможете развить. Поэтому стресс необходимо убириать.
После того, как вы отпустили напряжение, начните процесс наблюдения за реакциями, сбалансируйте и гармонизируйте их.
Снятие стресса происходит через первую практику пратьяхары
У меня в жизни никогда не было проблем, потому что какой бы ни была проблема, решение придет. Мне никогда не нужно было спрашивать моего Учителя: "У меня проблема, как ее решить?" Я никогда Его не спрашивал: "У меня боль в колене, что с этим делать? То, что я это испытываю, это хорошо или плохо? Сегодня в медитации я видел ангелов или демонов. Что делать?" Я никогда не говорил подобных вещей моему Учителю, потому что способ, которым Он меня тренировал, был следующим: "Если у тебя есть проблема, найди свое собственное решение." Это я и применяю в жизни. Поэтому я часто говорю людям, которые приходят ко мне с их проблемами: "Не рассказывайте мне о проблемах, расскажите о том, как вы их решаете. Если вы больны, то должны лечиться. Я могу лишь дать вам совет. Если вы слишком много думаете, не думайте слишком много. Если вы в депрессии, радуйтесь, пойте киртан, прыгайте и танцуйте.
Если вы с кем-то в конфликте на почве столкновения двух эго, то идите и пожмите друг другу руки". Это все, что я могу вам сказать, но основа урегулирования ситуации должна быть сделана вами. Если вы можете это сделать, то у вас не будет трудных ситуаций. Если же вы на это не способны, то любая маленькая проблема обернется горой.
Практикуйте рефлексию и анализ событий, произошедших сегодня, и спрашивайте себя, как вы справитесь с такой ситуацией в случае, если снова с ней столкнетесь. Задавайте себе вопросы: "Могу ли я отреагировать позитивно? Могу ли я отреагировать конструктивно?" Подумайте об этом. Существует четыре способа нахождения решения проблемы: сама, дама, данда, бхеда. И не спрашивайте меня о них. Найдите ответ сами!
Йога-пробиотик
Поймите и распознайте ваши реакции на трудные ситуации. Уберите стресс и наблюдайте за событиями дня. Это начало управления проблемами, живущими в голове. Если вы можете делать две эти вещи, тогда вы можете быть уверены,
что как минимум шестьдесят процентов проблем в вашей голове будут решены. Но делать это нужно скрупулезно.
Если у вас лихорадка, доктор выписывает курс антибиотиков. Вам нужно пройти этот курс в течение определенного количества дней без перерывов. Вы не можете прервать прием лекарств на середине. Этот же принцип должен применяться в отношении практик йоги. Только потому что вы сегодня ленитесь или не смогли утром проснуться, вы говорите: "Я не буду сегодня заниматься йогой". Это значит, что сегодня вы пропустили прием лекарства. Сегодня вы отказываетесь принимать лекарство, ваш антибиотик. Конечно, йога
11 октября 2010 года
Чтобы управлять поведением и проявлениями разных сторон ума,
Базовое программирование махата
Махат обусловлен. Базовое программирование уже существует в махате. Когда вы покупаете компьютер, в нем уже есть предварительно загруженные програмы, известные как операционная система. В эту операционню систему вы можете установить различные программы, согласно вашим потребностям. Таким же образом, махат, включающий в себя манас, буддхи, читту и ахамкару, уже имеет предварительно загруженные программы. Базовое программы в ахамкаре, в измерении эго,
Инстинкты также влияют на поведение ума. Когда один из них начинает доминировать, то меняется обычное поведение ума. Если доминировать начинает сексуальность, это влияет на поведение ума и чувств. Если начинает преобладать сон или отключение, это влияет на весь процесс жизни, ума и поведения. Если же доминирует чувство опасности, то под влияние попадает вся структура и процесс жизни. Любое изменение в этих условиях также создает стресс для ума.
Подобно этому, ограничивающим аспектом или предварительно загруженными программами буддхи, является привязанность. Буддхи, интеллект,
Роль Шакти
Четыре аспекта махата имеют и позитивный и негативный аспекты, потому как они являются всеми формами шакти; ахамкара или эго
В проявленном мире роль Шакти состоит в том, чтобы отделить человека от источника. Поэтому нужно совершить сознательное усилие по возвращению к этому источнику. Вы должны пойти против структуры Шакти, вы должны поплыть против течения этой реки. Шакти ведет вас в направлении материального мира, в форме Пракрити или майи. Шакти говорит вам: "Идентифицируй себя с окружающей средой". Это вдохновляет чувства привязываться к миру. Это вдохновляет мысли, эмоции и желания привязываться к миру, искать удовлетворение во внешнем мире. Это связывающая сила Шакти. Когда Она толкает вас в материальное измерение, Она привязывает вас к материальному плану.
Другой аспект Шакти
Последовательный путь
Если вы хотите сделать себя, тогда вы должны следовать определенной последовательности действий или системе. Если же вы хотите сломать себя, тогда прыгайте куда угодно
В йоге очень важно придерживаться определенной последовательности, но люди этого не понимают. Они всегда упорно хотят идти в высшие практики, без базовой подготовки. Те, кто последовательно движется согласно базовым ступеням йоги, становятся в этой жизни кем-то; они становятся просветленными в их собственных жизнях. Те же, кто постоянно мечется в поисках новых ощущений, без понимания даже собственной природы, лишь прыгают с одного камня на другой, не обретая стабильной основы. Такова реальность. Существует множество курсов по крийя йоге и кундалини йоге, и все туда приходят, чтобы пробудить кундалини. Пробуждение кундалини без управления своими головой и сердцем приведет вас к психозу.
Многие исследования, проводившиеся по всему миру, подтвердили, что кундалини может привести как к психозу, так и к трансцендентальности. В негативном аспекте она приведет вас психозу, а в позитивном аспекте она приведет вас к трансцендентальности. Вам нужно это понять, а затем сделать осознанное усилие, чтобы двигаться от материального к духовному. Это то, где пратьяхара и дхарана Мудреца Патанджали играют важную роль в управлении махатом. Медитация не важна. Вы можете игнорировать медитацию, но станьте твердым в пратьяхаре, после чего двигайтесь в состояние дхараны.
Первая практика интернализации: йога нидра
Первой практики интернализации обучаются в пратьяхаре и это
Раньше, когда я вел уроки, я видел, что несмотря на инструкции, люди в йога нидре засыпали. Я пробовал много ухищрений. Однажды в Коломбии я сказал: "Сегодня мы будем практиковать йога нидру стоя".
а последний человек уснул и упал. Это был эффект домино! Я понял, что люди не имеют ни какого контроля над своими мыслительными состояниями. Если человек может уснуть стоя и упасть, не думаю, что он сможет когда-либо практиковать медитацию. Так или иначе, йога нидра
Вход в глубинный ум: антар моуна
После снятия стресса в йога нидре, для того, чтобы войти в более глубокий ум, были заимствованы различные практики. И одной из главных среди них является антар моуна.
Проявления и поведение ахамкары, читты и буддхи в первую очередь проявляются в манасе, на игровой площадке этой тройки. В антар моуне, когда вы начинаете наблюдать за внутренними состояниями и что-то видеть, мысль или ощущение, вы держитесь за это состояние и идете в его источник. Вы используете эту мысль как нить, ведущую вовнутрь. Иногда вы идете в буддхи, потому что мысль пришла из буддхи. Иногда вы идете в читту, потому что ощущение пришло из читты. Иногда вы идете в ахамкару, потому что инстинкт повлиял на поведение манаса. Через антар моуну вы можете получить доступ к буддхи и читта или манасу, в зависимости от мысли в голове. Это то, что делает антар моуну очень важной практикой.
Люди думают, что антар моуна
Наблюдение за привязанностями: СУАН
Когда вы приходите к заключению о том, что буддхи привязывает вас к объекту или человеку и появилась привязанность, тогда буддхи, как интеллект, начинает играть другую роль. Начинается это с анализа: это для меня хорошо, а вот это для меня не хорошо, это приемлемо, а это не приемлемо. Вы присваиваете идентификацию, форму вашим привязанностям. Когда привязанность усиливается, появляется идентификация с объектом привязанности, так как вы им обладаете
Первое правило йоги гласит: развивайте в себе осознанность такой степени, чтобы вы могли стать наблюдателем всего, что происходит вокруг вас и внутри вас. Йога Сутры утверждают (1:3): Tada drashtu swaroope avasthanam. Видящий, наблюдатель, индивидуум должен укрепить себя в состоянии ума, где ничего не может ускользнуть от внутреннего виденья. Видно все. Ничего не происходит на тонком плане или любом другом плане. Идет наблюдение за каждым событием, мыслью и моментом. Это происходит очень естественно и спонтанно. Вам не нужно создавать напряжение, повторяя себе "Я должен быть осознанным". Когда это происходит спонтанно, легко, тогда вы все время можете быть наблюдателем. Но когда вы ведете с собой борьбу, состояние наблюдателя переживается лишь в те редкие моменты, когда вы боритесь.
В йоге не должно быть борьбы, только развитие осознанности. С развитием осознанности, вы анализируете привязанности, пока они создаются. "Это безрассудное влечение? Или это потребность? Что объединяет меня с этим человеком?" В восьмидесяти процентах случаев вы будете обнаруживать, что это не является вашей потребностью, это просто безрассудное влечение, эгоцентризм, эгоистичное желание обладать.
Анализируйте буддхи, используя принцип СУАН: Сила, Уязвимость, Амбиция, Нужда. В чем ваш ум силен, а в чем уязвим? Каковы его желания? Что вам действительно нужно в жизни? Если вы способны классифицировать ваши ожидания и желания в эти четыре категории, понимать себя в свете ваших сильных и слабых сторон, амбиций и потребностей, тогда вы можете быть свободны от оков привязанности. Люди говорят: "Я должен быть непривязан". Как вы можете быть непривязанными? Нет потребности в том, чтобы быть ко всему непривязанным, просто старайтесь анализировать и понимать ценности вещей в отношении ваших потребностей и амбиций. Если ваша привязанность основана на том, в чем вы нуждаетесь, то это обоснованно. А если привязанность возникла вследствие ваших амбиций, вам нужно будет ее пересмотреть, потому что она не принесет вам удовольствия. Она не принесет вам удовлетворения. Амбиции и безрассудные желания скорее приведут вас к еще большим амбициям и желаниям. Таким образом, используя принцип СУАН, вы сможете взращивать осознанность и управлять поведением буддхи.
Доступ к читте: адхапа джапа
Читта
Аджапа джапа
Выполняя практику вы постепенно будете чувствовать себя сонными, и с регулированием дыхания будет уходить нервное напряжение. Когда уходит нервное напряжение, также снижается мозговое напряжение. Когда снижается мозговое напряжение, ум становится интровертным. Когда ум становится интровертным, пропадает связь с чувствами. Когда пропадает связь с чувствами, вы чувствуете себя сонным. В этот момент у вас все еще есть один инструмент, позволяющий оставаться бодрым. Это осознание мантры. Когда вы продолжаете повторять мантру вместе с дыханием, Со-Хам, Со-Хам, Со-Хам, пятнадцать или двадцать минут, ум движется в состояние похожее, давайте скажем, на кататоническое. Это состояние, когда ничего не происходит, вы неподвижны. В этой неподвижности, впечатления и воспоминания прошлого выходят на поверхность. Я дам вам пример одного реального происшествия, чтобы показать, как работает аджапа джапа.
Много лет назад в ашрам пришел человек, страдающий астмой. Он испробовал все методы терапии, чтобы избавиться от своей астмы. Бронходилататоры не работали, ингаляторы не работали, не помогало ни одно лекарство, его астма была очень сильной. В то время Шри Свамиджи был в ашраме. Он сказал этому молодому человеку: "Практикуй аджапа медитацию и перестань принимать все лекарства. Если эти лекарства не помогали до сих пор, то они не помогут и в ближайшие недели. Убери лекарства и практикуй аджапа медитацию". Молодой человек начал практиковать, как было сказано, потому что верил словам Учителя. Он перестал принимать лекарства и начала медитировать.
После одного месяца, или около того, у него было видение, что его лекарства связаны с его детством. Это было что-то, о чем он полностью забыл, а во время медитации эти далекие воспоминания вышли на поверхность. С этого момента он избавился от астмы. С того дня у человека не было ни единого приступа астмы, а случилось это около двадцати пяти лет назад. Когда мужчина вернулся в свою страну, он прошел тест, чтобы проверить, на самом ли деле он избавился от астмы. Тест показал, что он здоров.
Где не сработала медицина, там сработала медитация. И сработало это, потому что процесс медитации смог вынести на поверхность воспоминание, явившееся причиной проблемы. Человек освободился от проблемы после осознания одного воспоминания, признав в этом воспоминании страдание и боль.
Аджапа джапа
Понимание символов сознания: чидакаша дхарана
Практика дхараны также имеет дело с глубоким умом. Когда вы получаете доступ к глубокому уму в аджапа джапе, информация выходит на поверхность в виде символов. Поэтому вам нужно быть во всеоружии, чтобы понимать значение этих символов.
Слова используются лишь для того, чтобы что-то сообщать другим людям, но как вы думаете? Вы думаете в форме слов? Нет. Вы думаете в форме слов только тогда, когда выражение выходит на уровень манаса. До этого, форма мыслей
Если в медитации вы увидели символ или образ, незамедлительно врывается буддхи, или интеллект, и говорит: "Это хороший образ. Он мне нравится. Когда вижу этот образ, я чувствую себя умиротворенным". Когда в игру вступает буддхи, эффект символа пропадает. Он просто превращается в форму, которая вам нравится. Вы видите другой образ и буддхи говорит: "Нет. Этот образ мне не нравится. Он плохой, неприятный, темный, негативный". Буддхи останавливает ваше понимание и наблюдение появившегося символа, и поэтому вы не в состоянии устранить его латентные впечатления.
Методом для понимания языка символов и вытаскивания их на поверхность является чидакаша дхарана. На начальном этапе практики вы создаете в уме ваши собственные образы, вы рисуете в уме свои собственные картинки. Это позволяет вам развивать способность понимать значение символов, когда они выходят из глубин сознания. В практике чидакаша дхарана учитель в первую очередь вам скажет: "Нарисуй в уме символ: треугольник, еще один, еще один и еще один. Квадрат, еще один, еще один и еще один. Круг, звезду, числа 1, 2, 3, 4". Таким образом, практикующий
проходит через последовательность созданных в уме символов. Когда вы сможете развить осознание до такой степени, что будете помнить все, что создали, вы перестанете создавать символы, а просто будете следовать тем, что появляются изнутри. Когда вы сможете это делать, на определенном уровне ума вы начнете понимать, что они для вас значат, при условии, что вы способны удерживать интеллект в стороне от осознания.
Завершение состояния
Аджапа джапа и чидакаша дхарана
Эти практики, при условии, что их вы выполняете осознанно, принесут вам много пользы. Но помните, что все это требует времени. Начните свое путешествие до того, как голова переполнится и затуманится данными этого мира. Всегда помните о том, что на построение чего-то требуется очень много времени, а на разрушение
Если вы хотите разрушить здание, уже через неделю его можно сравнять с землей, но если вы хотите построить здание, на это уйдут месяцы. Этот же принцип работает и в жизни. Если вы хотите создать внутри себя что-то хорошее, дайте себе время. Не ожидайте мгновенных результатов. Если вы ожидаете мгновенных результатов, тогда йога не для вас, счастливая жизнь не для вас, идите и живите счастливо в социуме. Вам нужно инвестировать время в строительство. Ничто не дается уже готовым. Потратьте 90% вашего времени на строительство
Для йоги это не приемлемо, ибо йога
Невидимое сердце
Существует два сердца: одно находится с левой стороны и является физическим сердцем, а другое находится с правой стороны и это сердце духовное. Левое сердце бьется тук-тук, и оно ответственно за циркуляцию крови, в то время как правое сердце бьется беззвучно,
а за что же ответственно оно? Подумайте об этом! Когда бьется правое сердце, происходит другая циркуляция, не крови, а бхавы, чувства. Это то чувство, та бхава, которая соединяет вас со всем, видимым и невидимым, зримым и незримым. Выражения левого сердца по своей природе являются материальными и физическими; выражения правого сердца по своей природе
Когда вы видите своего любимого человека, начинает биться левое сердце, а когда вы видите своего Бога, начинает биться правое. Когда вы видите своего любимого человека, левое сердце говорит: "Я люблю этого человека". Левое сердце всегда сохраняет дуальность: я и то, я и он, я и она. Правое сердце всегда сплочено: "Я есть одно". Это и есть то самое чувство. Конечно, это не на уровне физики. Эти примеры даны для того, чтобы определить разные качества сердца. Одно является физическим органом, а второе
Бхава, чувство
Операция на открытом сердце
В индийской традиции были определены девять основных чувств. Они отражают девять настроений ума. Эти настроения управляются не буддхи, читтой и ахамкарой, а чувством, рожденным в сердце. Как вы узнаете, что это те самые чувства? Способ определения качества чувства заключается в том, что оно должно нести в себе красоту и любовь. Чувство без красоты и любви
Чувство, наполненное красотой и любовью,
Есть один пример из жизни Шри Свамиджи, который, на мой взгляд, наилучшим образом иллюстрирует то, как любовь может выйти за пределы физических границ. Когда Шри Свамиджи выполнял свою панчагни садхану в Рикхии, он был абсолютно изолирован от всего в течение девяти лет. Никому не разрешалось его увидеть. Он был в полном уединении и не имел никаких средств, чтобы узнать, что происходит в мире: ни радио, ни газет, ни телевидения. В один день, когда он завершил свою садхану, он вышел, позвал Свами Сатсанги и сказал: "В одной из близлежайших деревень произошел несчастный случай. В деревне был пожар". Слушайте внимательно, что он сказал: "В деревне был пожар. Сгорели дома. В деревне есть одна семья, дом которой полностью разрушен, а его хозяин сгорел в пожаре. Его жена стала вдовой. У нее трое маленьких детей. Она сидит с ними под деревом. Найдите ее и помогите." Это сказал Шри Свамиджи, когда вышел после своей садханы.
Откуда, в своей садхане, он узнал, что в деревне бушевал пожар? Откуда он узнал, что кто-то овдовел, имеет троих детей и плачет, потому что умер их отец, потерял все и нуждается в помощи? У нас ушла неделя, чтобы найти эту деревню и эту семью. После того, как мы их обнаружили, мы построили дом и предоставили все, что им требовалось, чтобы начать новую жизнь. В течение нескольких дней после этого я задавался вопросом, как Шри Свамиджи узнал об этой трагедии? Позже, во время сатсанга, его спросили: "Бог слышит наши молитвы?" Шри Свамиджи ответил: "Да, Бог слышит все молитвы. Бог слышит все молитвы и если Он отвечает на вашу молитву, то это происходит не потому, что Он вами доволен, а потому что Он хочет усилить вашу веру в Него. Если вы о чем-то молитесь и это осуществляется благодаря милости Бога, это происходит только потому, что Он хочет развить и укрепить вашу веру. Если вы молитесь Богу, а Он не спешит вам помочь, то Он делает это для того, чтобы вы развивали свое терпение. Если вы молитесь Богу, а Он не отвечает на ваши молитвы, то это потому, что Он знает, вы сами можете это выполнить и не нуждаетесь в Его помощи. Если вы молитесь Богу, а рядом нет никого, кто бы мог вам помочь, то Бог вдохновит того, кто придет к вам и поможет".
Выслушав этот ответ, я понял, что же произошло во время инцидента с той женщиной. Она молилась: "Господи, я все потеряла. Мой муж погиб. У меня ничего нет, кроме одежды на моем теле и трех маленьких детей. И нет никого, кто бы мог нам помочь. Пожалуйста, помоги". Бог услышал ее молитву. Он посмотрел вниз. Кто находится по близости и может ей помочь? Он увидел Свами Сатьянанду и сказал: "Свами Сатьянанда, я перенаправляю эту молитву тебе. Ты организуешь все необходимое". Когда Бог перенаправил ему молитву, Шри Свамиджи смог увидеть в медитации всю сцену, выйдя из медитации, он сказал: "Идите и помогите этой женщине", давая детали того, что случилось.
Настоящая любовь сердца понимается лишь тогда, когда существует связь с Богом. В ином случае, вы испытываете чувственную, плотскую любовь, не более того. Ваша концепция любви не является той связью с божественным, через которую вы можете распространять любовь вокруг себя.
Энергия в движении
Когда бхавы материальны по своей природе, то становится трудно управлять эмоциями. Слово «эмоция» часто используется, но знаете ли вы значение этого слова? Это энергия в движении (energy in motion, e-motion). Когда активизируется эта чистая энергия, вы не можете ее контролировать. Когда вспыхивает агрессия, человек не может ее контролировать. Когда вспыхивает страх, человек не может его контролировать. Когда вспыхивает неуверенность, человек не может ее контролировать. Это все эмоции, энергии в движении, все они являются чистыми энергиями.
Эти чистые энергии могут увести вас как в материальное измерение, так и в духовное, поскольку энергия имеет две формы: йога и майя. Эмоция может как привязать вас к внешнему миру, так и сделать к нему непривязанным, соединяя с миром внутренним.
Эмоции нужно балансировать и гармонизировать. В традиции йоги существует девять шагов для управления эмоциями. Это девять ступеней бхакти йоги, так же, как в аштанга йоге существует восемь ступеней. Аштанга йога состоит из ямы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и самадхи. Таким же образом в бхакти йоге есть девять практик или ступеней, через которые человек должен пройти, чтобы очистить чувства, обуздать силу эмоций и направить ее в нужное русло.
12 октября 2010
Концепция сердца в йоге имеет отношение к двум сердцам, одно из которые физическое, а второе
Цвета эмоции
Когда в йоге используется термин сердце, подразумевается не физический орган, а тонкий, содержащий в себе эмоции, как позитивные, так и негативные. Здесь эмоции находятся в своей чистой форме. То, что находится на уровне махата
Когда она связана с внешней окружающей средой, сердце вызывает определенные реакции, основанные на связи или ассоциации с каким-то чувственным объектом. Шри Свамиджи говорит, что эмоции абсолютно чисты. Это чистые энергии, неиспорченные материальными или личными стремлениями и амбициями. В их чистой, сырой форме они похожи на кристальный шар, абсолютно бесцветный, прозрачный и чистый, но что происходит, если вы ставите этот кристальный шар на какой-то объект? Если вы поставите его на красную ткань, в нем будет отражаться красный цвет. Если вы поставите его на черную ткань, в нем будет отражаться черный цвет. Если вы поставите его на синюю ткань, отражаться будет синий. Кристальный шар сам по себе не имеет цвета, но поглощает цвет того объекта, на котором размещен. То же самое относится и к человеческим эмоциям. Они бесцветны, но приобретают определенный цвет, когда вступают в связь с каким-либо событием, идеей или объектом. Этот цвет влияет на психическое поведение.
Представьте, что вы один идете по дороге. Внезапно вы замечаете сумку полную денег. Вы не можете это проигнорировать. Какая эмоция становится активной, когда вы смотрите на сумку полную денег и ни одни прохожий на нее не претендует? Жадность. Пока вы не видели этой сумки, жадности не было. В то мгновение, когда вы ее увидели, в уме и сердце возникла реакция. Ум говорит: "Возьми ее, она никому не нужна", а энергия сердца приобретает форму жадности. Какую эмоцию вы испытываете, когда видите младенца? Умиление возникает само собой. Вам не нужно это форсировать; это естественная реакция
Таким образом, человек испытывает определенные эмоциональные реакции, когда ум объединяется с разными чувственными объектами, которые его окружают. Эмоции окрашиваются в разные цвета, хотя по своей природе они бесцветны.
Управление эмоциями
Чтобы пробудить положительные качества сердца, нужно перенаправить внешние эмоции к себе вовнутрь. Когда эмоции направлены вовне, всегда присутствует негативная или эгоцентричная реакция от эмоции. Когда эмоции направлены вовнутрь, то реакция гармонична и сбалансирована, и управляется внутренней мудростью. В этом случае негативные реакции не влияют на поведение эмоций.
Когда эмоции гармонизированы и усмирены, ум автоматически впитывает добродетельные качества. Он впитывает благо, позитив, созидание и творчество. В таком случае, возвышение эмоций играет важную роль в жизни. В бхакти йоге дается конкретный способ управления эмоциями, чтобы понимать их и управлять ими.
Бхакти марга и бхакти йога
Бхакти рассматривается в двух формах. Одна из них
Бхакти йога, с другой стороны,
Религиозный аспект бхакти начинается со шравана и киртана, слушания и пения имен Бога. Йогический аспект бхакти начинается с санги, объединения. Помните, бхакти сама по себе обозначает очищение эмоций, но когда религии приняли в свои паствы некоторые компоненты бхакти, они должны были превратить это во внешний ритуал, который бы мог соединить человека с его объектом поклонения. Поэтому существуют четки, молитвы, превозносящие божеств мантры и многие другие внешние ритуалы, которые совершаются с идеей "Я соединяюсь с Богом". Такая связь с Богом является религиозной. Человек идентифицируется со способами и местами поклонения и делает их посредником для выражения своего почтения. Это религиозная бхакти, не йогическая.
Учение о бхакти Шри Рамы
Йогическая бхакти
Если вы общаетесь с положительными и благочестивыми людьми, то со временем вы тоже станете положительным и благочестивым. А если вы общаетесь с отрицательными людьми, то усваиваете их менталитет, мысли и чувства, и тоже станете негативными и разрушительными. Поэтому ищите благочестивые компании в жизни
Второй момент, о котором говорит Рама таков: Dooji rati mama katha prasangaa
Когда вы читаете о природе и качестве Бога, высшего Я, о вселенной и мире, тогда вы развиваете осознание вашего места в жизни. Жизнь была вам дана, как процесс эволюции, и вы должны помочь этому процессу развиваться. Жизнь была дана не для мелких сплетен, ревности, ненависти и гнева. В жизни есть определенная цель, которая должна быть прожита и реализована. Поэтому изучайте и задумывайтесь над литературой, которая может дать вам понимание вашей собственной природы, природы мира и высшего Я. В этом состоит второй аспект бхакти в йоге.
Третий шаг Шри Рамы в бхакти или в управлении эмоциями
Шри Свамиджи многому учил меня, и это было очень естественно и спонтанно. Он говорил мне: "Даже если ты думаешь, что ты знаешь, даже если ты способен делать что-то правильно и безупречно, всегда думай, что ты не знаешь, так, каждое твое действие будет держать тебя в полной осознанности". Если ты думаешь, что ты знаешь, тогда твоя осознанность отделена от твоего действия. Когда осознание отделяется от действия, и действие остается в одиночестве, тогда на поверхности появляется высокомерие в форме "Я могу это сделать". Вы идентифицируетесь с выражениями: "Кто ты такой, чтобы мне что-то говорить? Я знаю лучше тебя". Это начало высокомерия. Шри Свамиджи говорил мне: "Даже если ты эксперт в чем-то или во всем, всегда думай про себя, что ты новичок". И я следовал этому указанию моего Учителя. Нужно развивать смирение, придерживаясь инструкций и указаний Мастера или Учителя. Когда вы становитесь смиренными, пропадают негативные выражения сердца, а позитивные появляются. Исчезают зависть, жадность и ревность; их заменяют любовь, сострадание, милосердие и преданность.
С этой точки зрения, йогическая концепция бхакти
Первым делом проанализируйте ваше общение: люди, семья и друзья, с которыми вы взаимодействуете. Спросите себя, каков характер ваших бесед, как вы влияете друг на друга. Вы можете обнаружить, что это общение на самом деле не помогает вам расти духовно. Скорее, оно сильнее вовлекает вас в материальное измерение. Если ситуация такова, то вам следует отделиться или отдалиться от таких ограничивающих связей.
Основные принципы Патанджали об общении
В одной из Йога Сутр также даются правила общения (1:33):
Maitrikarunaa muditopekshaanaam sukhaduhkha punyaapunya vishayaanaam bhaavanaatashchittaprasaadanam.
Очищение сознания достигается культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
Это утверждение также указывает на то, что ваше общение должно быть соответствующим. Дружите с теми, кто счастлив и их счастье придет к вам, у вас будет часть этого счастья. Не дружите с теми, кто несчастлив, потому что их несчастье придет и к вам. Будьте сострадательны к тем, кто страдает, ментально или физически, внешне или внутренне. Радуйтесь за тех, кто добродетелен в жизни, и общайтесь с ними. Игнорируйте негативных, деструктивных людей и мошенников. Не имейте с ними ничего общего.
Объективно проанализируйте себя и людей, с которыми вы общаетесь, а затем решите, кто из них имеет положительное влияние на вашу жизнь, а кто из них не уместен в вашей жизни. Кто из них вдохновляет вас открывать новую положительную перспективу? А кто заманивает вас быть вовлеченным в материальную жизнь еще сильнее? Мыслители говорили даже то, что ваше общение должно быть на столько избирательным, что вы должны быть готовы избегать даже вашего близкого человека, если он или она не помогает вам в достижении цели.
Таким образом, бхакти йога, не бхакти марга, становится методом достижения чистоты эмоций, начиная с идентификации ваших связей.
Сфера высшей любви
Цель бхакти йоги в том, чтобы достичь чистоты эмоций. Когда это достигнуто, вы становитесь способны соединиться с окружающей средой и людьми, и понимать их нужды, как свои собственные, и их достижения, как свои собственные. Ум соединяется с каждым человеком, и происходит это тогда, когда реализуется истинное и чистое проявление любви. Эта любовь не физическая, плотская или эмоциональная. Это вселенская и трансцендентальная любовь.
Возможно, вы читали истории о том, как в ашрамах просветленные риши, мастера и животные забывали о своих различиях. Тигр и коза будут пить воду из одного водоема в месте, где некто просветленный практикует тапасью и аскетизм. Животные забывают свою природу из-за влияния окружения. Сострадание и любовь здесь на столько сильны, что их природа, наполненная страхом и агрессией, забывается. У вас тоже могут быть похожие ощущения перед Мастером. Вы внезапно ощущаете покой. Вы внезапно ощущаете, что ушли все ваши беспокойства и переживания. У вас было много вопросов, но сейчас нет ни одного. Ваш ум полностью расслаблен и вы говорите: "Как здесь спокойно. У меня в голове было столько вопросов, но сейчас я о них совсем не думаю". Это происходит вследствие тонкой любви, исходящей от йогина или садху, которая разглаживает все складочки сознания.
Творчество в действии
После того, как достигнута чистота сердца, нужно так отрегулировать поведение, чтобы пробудить способности рук. Руки означают действие. Они представляют собой творчество; они символизируют производительность, мастерство, действие, карму.
Ваши действия должны управляться творческими принципами, они должны стать творческими. Творчество является началом приобретения положительных качеств рук. Это то, где вступает в дело концепция о карма йоге. Совершайте все действия, будь они физическими или ментальными, психологическими или духовными, делайте то, что вы должны, но ничего не ожидайте от ваших действий. Не смотрите на результат. Прилагайте все усилия, но вырабатывайте иммунитет на реакции поведения.
Восторг от отсутствия ожиданий
Когда я шестилетним мальчиком впервые пришел в ашрам, всякий раз, когда Шри Свамиджи просил меня что-то сделать, я заканчивал работу и сразу возвращался к нему. Он лишь спрашивал: "Закончил работу?", я отвечал: "Да, Свамиджи". Он никогда не говорил: "Очень хорошо". Он говорил: "Ладно, вот тебе новая задание".
Намного позже, когда я стал старше, я понял, что после завершения очередного задания, моим ожиданием было похлопывание по спине. Таким было мое ожидание, но я никогда этого не получал. Я говорю о том, что даже в отношениях с гуру есть ожидания. Когда вы работаете в социуме, конечно, существует ожидание денег, признания, хорошей репутации и славы, эти обстоятельства еще хуже. Но даже с Учителем, когда человека просят что-то выполнить и он это делает в меру своих способностей, то все равно будет присутствовать мысль: "Я надеюсь, Свамиджи оценит то, что я сделал". Такое ожидание у меня тоже было. "Я надеюсь, ему понравится. Я надеюсь, он похлопает меня по спине и скажет: "Ниранджан, ты очень хорошо справился". Но этого никогда не происходило. Когда я осознал, что это было моим ожиданием, я стал очень бдительным. Я сказал себе: "Так, я сейчас на что-то рассчитываю. Это результат, к которому я стремлюсь по моей карме. Это не хорошо." А перестал я об этом думать тогда, когда Шри Свамиджи впервые похлопал меня по спине.
Даже в жизни ученика присутствуют ожидания. Это относится ко всем вам, даже если вы читаете лекции, говоря: "Ничего не ожидайте". У вас есть ожидания, даже если вы учите других ничего не ожидать, это то, о чем говорится в Бхагават Гите, это то, о чем говорит Свами Шивананда, это то, о чем говорит Свами Сатьянанда. Не смотря на все вышесказанное, глубоко внутри существует потребность, желание результата. Даже свами не совершенны в карма йоге. Моя карма йога не была совершенной пока я не осознал, что у меня были определенные ожидания от моего Учителя.
Преодолевая скуку
Закон улучшения кармы состоит в том, чтобы не идентифицировать себя с тем, что вы делаете, хотя вы и делаете все от вас зависящее, творчески решая задачу. Я, в своей жизни саньясина, часто живу обыденной жизнью, но не смотря на это, мне никогда не было скучно в этой рутине, но я вижу что другим людям это надоедает, им становится скучно. "Каждый день я должен идти в один и тот же офис, видеть одних и тех же людей, сталкиваться с одними и теми же проблемами..."
Мне никогда не было скучно, потому что с самого начала я прекрасно понимал сутру, данную моим Учителем, для безупречной йоги,
и я ей следую. Он сказал: "Думай обо всем, что ты делаешь так, как будто ты делаешь это в первый и в последний раз в своей жизни. Думай о каждом дне так, как будто это первый и последний день в твоей жизни". Даже будучи ребенком я так думал о каждом дне: "Это первый день моей жизни и что бы мне ни пришлось делать, я буду делать это абсолютно безупречно". Много раз я должен был набирать письма или делать другую рутинную работу, необходимую для ашрама, но я развил определенную модель мышления, которую использую даже сегодня: "Сегодня первый день моей жизни. Поэтому, проживи его полноценно, проживи его счастливо и творчески". По этой причине, даже когда мне нужно было набрать одно и то же письмо двадцать раз, мне никогда не становилось скучно. Каждое действие было для меня первым и последним, мне никогда не было скучно в работе, будь то уборка, занятия, административные вопросы, работая со Шри Свамиджи или самостоятельно. Это же отношение позволило мне направить все мои усилия на выполнение правильных вещей надлежащим и совершенным образом.
Развитие нового взгляда на исполнение
Карма йога
Неудовлетворенность ощущается тогда, когда вы чувствуете, что сделали недостаточно. Почему вы недостаточно поработали в первый раз? Либо потому что вы не поняли задачи, либо вы поленились. Из этого следует, что творчество
Будьте йогом
Через медитацию, пратьяхару и дхарану пробуждаются способности головы. Через бхакти йогу устраняются низкие качества сердца, а эмоции отвлекаются и освобождаются от внешних влияний, искажающих их течение. Через развитие творчества осознаются способности рук.
Пробуждение способностей головы, сердца и рук означает то, что вы должны развивать и раскрывать себя лучшего. Возможность стать лучше уже находится в вас. Возможность улучшения постоянна и непрерывна; она никогда не заканчивается. Вы думаете: "Я больше не могу улучшать" только в том случае, когда ум инертен. Если вы можете оставаться оптимистичными, позитивными и творческими, сбалансированными в эмоциях и мыслях, это значит, что из пепла вас прежнего, появляетесь вы новый. Этот новый вы