Международный сертифицированный курс подготовки учителей йоги (Teachers Training Course — TТC) я прошла дважды. Первый раз — как студентка, и было это в октябре 2013 года, в США, штат Калифорния, на Йога-ферме Шивананды. Второй раз — в марте 2015 года во Вьетнаме, в городе Далат, в качестве карма-йогина, переводчика с английского языка для русских студентов.
Я решила посетить этот курс, когда переехала жить в Калифорнию, чтобы продолжить свой путь в йоге, начав его в Караганде, в Казахстанской Академии Йоги. Студий с фитнес-йогой сейчас очень много, особенно на Западе, но меня интересовала настоящая классическая йога как образ жизни, со всей ее философией и работой с умом, переданная нам великим мастером йоги Свами Шиванандой. Этот курс для учителей йоги разработал его ученик — Свами Вишнудевананда, — которого в 1957 году Свами Шивананда отправил на Запад со словами «Люди ждут», чтобы тот принес туда учения Веданты.
В 1969 году Свами Вишнудевананда провел первый Курс подготовки учителей в Канаде, по той же схеме преподавания, что и в Лесной Академии Йоги Веданты при Шивананда Ашраме в Ришикеше, в Индии. С тех пор этот курс прошли более 36 000 человек в разных странах мира. Свами Вишнудевананда придерживался традиционной индийской системы обучения Гурукул, по которой Учитель и ученики живут вместе в ашраме и за счет прямого контакта с опытными учителями, ежедневная жизнь учеников превращается в процесс обучения.
Цель этой программы — подготовить квалифицированных и вдохновленных учителей йоги, которые, основываясь на своей собственной практике и личной дисциплине, могут передавать учения другим. Программа курса знакомит учеников с теорией и практикой четырех классических путей йоги: карма-йога, бхакти-йога, джнана-йога и раджа-йога. Ученики также обучаются анатомии, правильному питанию и на практике изучают методы преподавания основных асан, пранаям и осознанного расслабления.
Режим дня:
Мой первый ТТС на Йога-Ферме в Калифорнии
Это очень интенсивный 4-недельный курс для людей любого уровня подготовки в йоге, но требующий от каждого большой самоотдачи и дисциплины. Так называемое «свободное время» у студентов почти полностью уходило на выполнение домашних заданий, а если что-то оставалось, то — на быстрый душ и стирку одежды. Таким образом день расписан по минутам. Нередко приходилось бегать от одного корпуса до другого, чтобы успеть на занятие. Посещение и опоздания на занятия фиксировали дежурные. В моем случае почти все свободное время уходило на перевод учебных материалов курса, так как все было на английском, а мои знания языка на тот момент были средненькими. Домашние задания представляли собой конспект той или иной темы по философии йоги, анатомии и хатха-йоге. Пятница считалась выходным днем, но обязательными были посещение утреннего и вечернего сатсангов, выполнение карма-йоги, к тому же принятие пищи проходило в строго отведенное время. Таким образом, в выходной день у нас было просто больше времени на домашние задания и стирку.
Когда Свами Вишнудевананда разработал этот курс, на обучение было запланировано 8 недель. Но редкий современный человек может себе позволить выделить два месяца на какой-либо обучающий курс. Так, время курса было сокращено сначала до 6 недель, а позже — до 4. Честно признаться, мне сильно не хватало времени на релаксацию, ведение дневника, размышления и просто пешие прогулки по красивой ферме.
Эта ферма была создана Свами Вишнудеванандой в 1971 году и представляет собой 60 акров земли (24.3 га), на которых расположены несколько десятков помещений для практик и проживания, пруд, загон для лам и коз, огород и маленькая банька. Ни молоко ни шерсть с животных, кстати говоря, не используются. Кроме того, по территории свободно гуляют дикие олени и еноты. Жить здесь можно в палатках, в общежитии по 5 человек, в деревянных домиках на 1-4 человека или в коттеджах с отдельными ванными комнатами. Я выбрала проживание в палатке.
Первая неделя прошла прекрасно! И у меня и у других 52 студентов было много энтузиазма, все было новым и интересным. Но уже с началом второй недели начались сопли, небольшие эмоциональные срывы и сильная мышечная боль. Мой личный кризис начался на 10-й день. Просыпаюсь я как обычно в 5:30 утра под пение дежурного «Ом Намах Шивайя» в своей палатке и понимаю, что совершенно не могу пошевелить ни спиной ни шеей. Ощущение было такое, что они окаменели. Кое-как удалось поднять тело, не задействуя мышц спины, и высидеть утренний сатсанг.
Сразу после сатсанга начинается хатха-йога. И на первой же Бхуджангасане в Сурья Намаскаре я понимаю, что вообще не могу двигать спиной. Мне разрешили полежать в Шавасане, но покидать занятия было категорически запрещено для всех учащихся, что бы ни происходило. На лекциях я сидела укутавшись в одеяла и с термосом горячей воды, пытаясь вникать в учебный материал. На следующий день мне стало хуже: к полной обездвиженности спины и шеи присоединились головная боль и жуткое разочарование в себе. Я начала понимать, что это сопротивляется ум, который хочет хотя бы пару часов ничего не делать и просто взять передышку от этой дисциплины. Я умоляла инструкторов отпустить меня в палатку, но они невозмутимо отвечали, что все время надо находиться в группе. Сатсанги, лекции, карма-йога, выполнение домашних заданий — все по расписанию, никаких поблажек. В Шавасане на твердом полу ныла спина и закладывало нос, легчало в положении сидя. Пока все выполняли асаны йоги, я могла делать только гимнастику для глаз, все остальное тело было в отключке. Через четыре дня ум, наконец-то, понял и принял тот факт, что отдохнуть не удастся, тело стало восстанавливаться и я вернулась к полноценной работе. Как говорят завсегдатаи ашрама, именно вторая неделя оказывается для студентов самой сложной, когда ум выкидывает подобные штуки и это сразу же отражается на теле. Это нормально. Более того, это и есть та работа над собой, за которой люди едут на подобные курсы: встретиться с собой настоящим, пережить какую-то ситуацию, понаблюдать за умом, сделать выводы, принять и ситуацию и себя в ней, и обязательно отпустить, став сильнее.
К третьей неделе закончились недомогания как у меня, так и у других студентов. Обстановка выровнялась, умы притихли, понимая, что экватор уже позади, и началась действительно продуктивная работа. В конце третьей недели было проведено посвящение в личную мантру с выдачей духовных имен. Я была среди меньшинства тех, кто решил мантру не получать. Такое решение я приняла осознанно, понимая всю ответственность этого шага. Внутренне я была убеждена, что мне инициацию надо пройти через свою линию учителей — Сатьянандовскую школу йоги. Несмотря на то, что физически я была в Калифорнии, душой я всегда со своими Учителем — Свами Акхилешваранандой Сарасвати.
Четвертая неделя была самой лучшей: к этому времени все смирились с дисциплиной, адаптировались к бесконечному потоку новой информации, привыкли к терминам на санскрите и на фоне ровной психики просто делали то, что должны были. Часто на сатсанги к нам приезжали специальные гости, они читали лекции по аюрведе и ведической астрологии, мы рисовали мандалы вместе с профессиональными художниками и пели мантры вместе с одаренными певцами. Также за время курса было проведено несколько ведических церемоний, таких как хома и пуджа.
В конце курса был большой экзамен на 3,5 часа, насчитывающий порядка 60 вопросов на все пройденные темы. Все успешно его сдали и в торжественной обстановке получили сертификаты, подтверждающие нашу квалификацию в качестве учителей йоги.
Большое влияние на меня оказала карма-йога. Мне досталось мытье туалетов. В течение всего месяца я каждый день мыла общественные туалеты. Первое время я не была в большом восторге от порученного мне дела. Я старалась закончить работу как можно скорее, находясь мыслями где-то очень далеко от туалетов, и как следствие, страдало качество работы. Но недели через две я обнаружила, что перестала торопиться и, более того, получаю удовольствие от этого понятного земного труда, от самого процесса служения. Напевая мантры, я сосредоточенно, без спешки, но оперативно и качественно делала то, что мне поручили, не думая ни о результате, ни о похвале. Через месяц пришло четкое осознание того, как сильно изменилось мое отношение к выполнению каких-либо обязанностей. Это совсем другое мироощущение, когда трудишься не ради удовольствия, денег или похвалы, даже не ради результата, и когда вид этой деятельности выбран не по твоей воле. Появляется ощущение «я-инструмент», ум становится ясным, свободным от ожиданий и вдобавок к этому — стабильное пребывание в прекрасном настроении. Это был момент, когда я по-настоящему ощутила вкус карма-йоги; когда работа становится источником счастья. И только ради этого стоило приехать на курс.
Еще одним испытанием лично для меня была адаптация к англоговорящей среде и людям иного менталитета. До этого ашрама, изучая английский язык, я по большому счету имела дело лишь с эмигрантами из разных стран, а здесь впервые так тесно столкнулась с настоящей американской молодежью. На тот момент я была плохо знакома с особенностями их коммуникации, самовыражения и отношения к жизни. Тяжело мне приходилось во время еды. Ведь, по идее, прием пищи — это тоже духовная практика и очень личный процесс, к тому же в условиях курса, это было редкой возможностью отключить мозг и просто покушать. Но в ашраме не было требования соблюдать моуну во время еды и американцы с огромным удовольствием включали свою невероятную общительность! Они говорили беспрерывно, громко и все одновременно. Возможно, это было их способом отключить мозг и снять напряжение... Догадываюсь, что и им было со мной непросто. Если для русской компании людей я являюсь обычным, довольно позитивным и общительным человеком, то на фоне американцев, а их среди студентов было большинство, я резко выделялась своей неулыбчивостью, необщительностью, а порой даже грубостью.
Этим русские часто выдают себя, находясь среди западных людей. Но понимание этого ко мне пришло лишь к концу курса. Таким образом, я многому научилась в плане открытости, дружелюбия и дипломатии за этот месяц у простых студентов, наблюдая за ними в самых разных ситуациях.
А у учителей курса, трех Свами и их помощников, я научилась в первую очередь бескорыстному служению. Они были прекрасными примерами того, как можно отдавая себя, становиться более наполненными, духовно богатыми и счастливыми людьми. Покидая ашрам, я испытывала глубокое чувство благодарности и уважения к этим людям.
ТТС-2015 во Вьетнаме
На ТТС во Вьетнам я была приглашена выполнять карма-йогу в качестве переводчика с английского на русский. Но еще до приезда студентов надо было за пару дней преобразовать помещения 5-звездочного отеля в рабочее пространство по типу ашрама. Помимо трех Свами, нас было 20 карма-йогинов и все как один усердно работали над этим с утра до глубокой ночи. Потрясающим примером духа во плоти с неугасаемой энергией и преданностью была для нас Свами Ситарамананда, ачарья этого ашрама, которая управляла всем процессом, начиная с того, как расставить цветочные горшки на входе до выдачи духовных имен студентам. За день до приезда студентов нам случилось вместе с ней спускаться в лифте в 12-м часу ночи. В то время, когда мое тело изнывало от выполненных сегодня дел, она сообщила, что ей этой ночью еще предстоит написать план обучения на месяц. Весь курс было большим удовольствием наблюдать, как на одном человеке держится вся структура, как она собирает вокруг себя вдохновленных помощников и какие красивые плоды приносит их совместная деятельность.
На курс приехало 104 студента, относящихся к пяти языковым группам: английской, вьетнамской, русской, китайской и японской. На каждую языковую группу было по два переводчика. Русскоговорящих студентов было 20 человек. В мои прямые обязанности входил перевод занятий по хатха-йоге 4 часа в день. А сатсанги и лекции переводила вторая русская девушка, также прошедшая в свое время этот курс. К тому же в течение дня надо было все время находиться с группой, чтобы при необходимости помогать в коммуникации студентов и Учителей.
Это был мой первый в жизни опыт работы переводчиком. Основная сложность этой деятельности состоит в предельной концентрации внимания на том, о чем говорят. Нужно было внимательно слушать речь на английском, понимать ее в первую очередь для себя, в голове адаптировать на корректный русский язык и воспроизводить перевод в маленький микрофон для русскоговорящих слушателей. У студентов, нуждающихся в переводе, был маленький приемник, настроенный на мой канал, с наушником в одно ухо. Зачастую приходилось проговаривать одно предложение по-русски и одновременно внимать следующему предложению по-английски. Такая сосредоточенность требовала много сил. Иногда в течение дня появлялась возможность покидать учебный зал на пару часов. Я проводила это время у озера, восстанавливая в голове покой и безмолвие, а также выполняя личную садхану. Хотя в большинстве случаев на занятиях было так интересно, что я присутствовала просто как студент и как бы заново проходила этот курс, но уже на другом уровне сознания.
Уборка туалетов вновь не прошла мимо меня. Только на этот раз я была не одной из тех, кто их мыл, а присматривала за 18-ю студентами, которым поручили эту карма-йогу. Вот такой «карьерный рост»!
Большим подарком для меня оказалась наша группа русскоговорящих студентов. Это люди разных национальностей из стран СНГ. Большинство студентов уже давно были в йоге и сами щедро делились знаниями и теплом своей души. Эти ребята также показали себя, как лучшие карма-йогины, выполняя свои обязанности с большой ответственностью. Также на фоне других студентов бросалась в глаза та серьезность, с которой они подходили к любому вопросу, начиная с цели посещения этого курса, которую они озвучивали в первый день, заканчивая подходом к выполнению каждой асаны. Поскольку я переводила для них занятия по хатха-йоге, много наблюдений для себя я вынесла именно оттуда.
На фоне гибких, шустрых и смешливых вьетнамцев, русские в своей общей массе отличались негибкостью, неспешностью и вдумчивосью. Если после демонстрации новой сложной асаны вьетнамцы тут же приступали к ее выполнению, а в случае неидеального исполнения весело смеялись, то наши люди первым делом начинали обсуждать выполнение асаны с товарищами, делились мнениями и советами, а потом со всей ответственностью, наконец, входили в асану, напрягая все мышцы, включая мышцы лица. Это подтолкнуло меня к мыслям о том, сколько гибкости в моем собственном уме, сколько времени я трачу на обдумывание и планирование в тех случаях, когда надо просто взять и сделать. В этом смысле международные курсы очень познавательны. Они позволяют видеть шире: как одни и те же вещи приживаются в разных культурах, какие кармические задачи приходится отрабатывать целым нациям, как много в нас разного в мелочах и как бесконечно много в нас общего.
Анализу всей проделываемой на курсе работы чрезвычайно способствовали ежедневные собрания преподавателей — трех Свами и инструкторов хатха-йоги, — в которых посчастливилось принимать участие и переводчикам хатха-йоги. Свамиджи с большим вниманием относились к тому, как идет обучение, у кого из студентов какие проблемы возникают. На этих собраниях я убедилась в том, что не одной мне русские видятся довольно жесткими и суровыми, но при этом самыми жаждущими знаний и изменений. Одной из стратегий смягчить и расслабить русских было прикрепление за нашей группой самой гибкой и свободной во всех смыслах карма-йогини, которая ненавязчиво, но постоянно напоминала, что во всякой позе надо приходить к расслабленному состоянию покоя и глубокому спокойному дыханию. Со временем это действительно помогло: смягчились лица и тела перестали трястись от напряженного старания.
Также русская группа сильно выделялась своим отношением к солнцу. Дело-то было в феврале-марте, когда в СНГ еще лежит снег, а в Центральном Вьетнаме +25, чистое небо и яркое горное солнце. Когда занятия проходили на улице, все студенты старались сесть спиной к солнцу и даже чем-нибудь покрыть голову и лицо, в то время как русские пользовались каждым моментом, чтобы повернуться к солнцу лицом и впитать как можно больше его тепла.
Это был удивительный опыт, уникальный в моей жизни. Немногие меня понимают, когда я рассказываю, что в течение пяти недель работала бесплатно, с 6 утра до 10 вечера, без выходных, к тому же сама за это удовольствие еще и заплатила. Но меня поймет тот, кто сам имел опыт бескорыстного служения, кто ощущал глубочайшую радость каждый день и каждую минуту от того, что причастен к чему-то большому и светлому. В своей жизни мне довелось работать в разных местах, в том числе и на себя, занимаясь на тот момент самым любимым и творческим занятием. Но будучи с собой откровенной, понимала, что мной движет и алчность и тщеславие, а удержать удовлетворение от этой деятельности не удавалось на какой-либо длительный срок. Карма-йога дает полную свободу от таких вещей. Когда ты можешь предложить что-то людям со всей искренностью и самоотдачей, когда прилагаешь все свои навыки и умения, когда эта деятельность не противоречит никаким этическим законам, а наоборот способствует увеличению добра, тогда ты испытываешь настоящее счастье, настоящее удовлетворение, блаженство, или ананду.
Виктория Пасиченко, Сан-Франциско, США