Чтобы начать описание нашего путешествия в ашрам, первым делом нужно описать то, как мы туда добирались. В очередной раз это был поезд слиппер класса. Нам повезло, что у нас были 5 мест в одном купе и единственной нашей соседкой была женщина с ребенком, маленьким и на удивление тихим. Стоит сказать о том, что в целом наш поезд опоздал с прибытием в Джисидих (нашу станцию) на 20 с половиной часов. А так как наша станция была не конечная, всю ночь мы по очереди дежурили, чтобы не проспать нашу станцию. И в тот момент, когда я дежурила, я очень порадовалась хоть и минимальному, но всё же знанию букв на хинди, т.к. большинство станций написано только на одном языке, и как вы уже догадываетесь — это не английский. В итоге мы приехали на станцию в 3:30 утра. Свамиджи предложил пару часиков побыть на вокзале, а потом уже утром поехать регистрироваться в ашрам, т.к. до 6 часов нас наврядли кто-нибудь принял бы. Мы зашли в один из залов ожидания на вокзале, нашли самый свободный угол, где-то на 50% по западным меркам и на 90% по индийским, потому как то, что для западного человека — комната на троих, индус назовёт комнатой на 14 человек. В зале ожидания индусы лежали везде — и на столе, и на полу, и на сиденьях, но всё же мы кое-как протиснулись в уголок, где были свободные сидушки. Нам хотелось спать, и было уже совершенно без разницы, в каком положении это делать — на кресле, сидя, полулежа или свернувшись калачиком на полу, главное, что бы под тобой было хоть что-нибудь постелено. В этой удивительной стране есть гораздо больше свободы, чем на Западе. Ты можешь спать там, где хочешь, и тебе никто ничего не скажет. И никто на тебя косо не посмотрит.Дажелюди высших кругов свободно могут в обеденное время выйти на улицу, снять пиджак, обувь и поваляться на лужайке с газончиком. Не раз я видела на вокзале индусов, которые были очень прилично, даже богато одеты, с очень приличным по объему и виду багажом, которые точно также, как и все остальные, расстилали простыню на полу и ложились спать в ожидании своего поезда. Вот она — IncreadibleIndia!
Таким образом, провалившись в сон на два часа, мы дождались утра. В 6 утра мы нашли очень приличный чай и, проснувшись окончательно, пошли на поиски рикши. Мы нашли одну большую, как сказали индусы десятиместную рикшу с верхним багажником, туда мы и загрузили все наши вещи и загрузились сами. 40 минут пути пролетели незаметно. Утренняя прохлада прогнала последние остатки сна, а чудесные окружающие пейзажи захватили наше внимание. Сквозь туманную дымку, свойственную этим местам, мы рассматривали поля, пальмы, леса, небольшие домишки, которые удивительным образом естественно вливались в этот природный пейзаж. Уже ближе к ашраму мы с интересом рассматривали полузаросшие, полуразрушенные, но не потерявшие красоты английские постройки, напоминающие замки и являющиеся такой же естественной частью общей картины.
Первым делом мы приехали в более старую часть ашрама — Агхору, т.к. эта часть ашрама была построена первой и именно от сюда началась 27 лет назад та Рикхия, которую мы уже теперь знаем. Здесь сейчас живут Свами Сатсанги и Гуруджи, когда он бывает здесь, именно здесь жил Свами Сатьянанда и теперь здесь находится место его самадхи. А также здесь пункт, где нужно зарегистрироваться по приезду в ашрам. Удивительно, но в этот раз, в отличие от всех предыдущих поездок, Свамиджи сразу же взял бланки на заявки о дикше — посвящении. Здесь также нам сразу выдали нашу основную карма йогу — выдача съестного прасада. Эта новость всем нам была очень приятна, т.к. в прошлом году Свамиджи с компанией других инструкторов Академии уже выполняли эту карма йогу, а раз нам её доверили снова, значит, в прошлый раз все остались довольны казахстанской группой.
Взяв все необходимые бланки и бейджики с именами, мы поехали в новую часть ашрама, находящуюся в 2 км от Агхоры. Свамиджи поселили рядом со столовой в корпусе для пурна саньясинов, а нашу женскую команду определили в общий корпус, одну часть которого занимали мы, а вторую — болгары. Мы быстро привели себя в порядок, прошли еще одну регистрацию, заполнили бланки на посвящение и пошли узнавать подробности насчет своей карма йоги. В этом году прасада выдавалось больше, чем в прошлом. Если в прошлом он выдавался только в дни праздника Сат Чанди Маха Яджны, то сейчас мы начали свою карма йогу за 2 дня до раздачи прасада и в отличие от прошлого года еще и в последний день праздника.
После всех приготовлений для вечернего прасада мы пошли на обед. В ашраме есть своё расписание, которое разительно отличается от образа жизни большинства людей. Например, первый приём пищи — завтрак, уже в 6 часов утра, а обед — в 11. Но это нормально, если брать в расчёт, что отбой в ашраме в 8 — 9 часов вечера, а вне праздников в 9 часов вообще закрывают все корпуса и выключают свет. Ну и конечно подъём обычно до 5 утра, многие уже в 4 часа, а то и в 3 идут на утреннюю карма йогу.
Если говорить про еду, которую дают в ашраме — она, пожалуй самая вкусная и самая лёгкая, и сколько бы добавок ты не съел, она никак не утяжеляет желудок или общее состояние. Одним словом, сплошной прасад.
После обеда мы вновь пошли в Агхору, только в этот раз решили эти 2 километра пройти пешком. Проходя мимо деревенек и потрясающих пейзажей под ярким жарким солнцем Рикхии, мы добрались до нужного нам пункта, отдали все бланки на посвящение и оставили запрос о встрече с Гуруджи. На обратной дороге мы зашли к «чайнику», как мы обычно называем лавочки, где продают горячий молочный чай. Приятно было узнать, что чайник, к которому ходил Свамиджи уже долгие годы, всё там же и вновь мы ощутили этот несравнимый вкус индийского чая, которому так же особый аромат придают стаканчики из необожженной глины.
Близилось время вечерней праздничной программы в ашраме, имы поспешили поближе к месту, откуда нам нужно будет выдавать прасад. Первым же деломмы зашли на склад, где помимо всего собирались и хранились все ингредиенты и атрибуты для Ягьи, огненной церемонии, которая проводится в течении 5 дней праздника Сат Чанди Маха Яджны. Как раз в это время подготавливали ингредиенты, которые брамины, под пение священных гимнов кидают в огонь. Это была огромная куча посреди комнаты, и чего там только не было — рис высших сортов, различные травы, специи, кокосы, сухие фрукты и еще куча всего, чего я даже не встречала раньше. И как только мы пошли за коробками с печеньем, которое нужно было раздавать из главного холла, к нам выбежала женщина и сказала: «Мне передали, что в вашей группе есть люди, которые оставляли заявку о посвящении. Они немедленно должны пройти на программу, так как церемония посвящения вот-вот начнётся!»
Девочки даже не успели прийти в себя от этих слов, не то что переодеться! Их быстро увели и потом, периодически по очереди бегая на программу, т.к. наше основное место раздачи было за воротами, мы видели, как они сидят в числе группы людей, получавших посвящение от Свами Сатьясангананды Сарасвати. Это невероятное событие привело в восторг нас всех. Вновь и вновь мы убедились в том, что в мире не бывает случайностей, особенно когда находишься рядом со Свамиджи. И в этот раз, наш поезд привёз нас именно в этот день, и почему-то именно в этот раз, в отличие от всех предыдущих годов, Свамиджи взял бланки на дикшу сразу же и сразу же мы их отнесли. Можно сказать, что не прошло и двух часов, как наши заявления были приняты, а девочки уже сидели на церемонии в желтых и белой накидках. Все мы пребывали в тихом восторге от всего происходящего, а кроме того пришло время раздавать прасад. А это тоже особая практика. За всё время нашего пребывания в ашраме иногда нам помогали дети, иногда мы это делали без помощников, и в любом случае через нас проходили как минимум 4 тысячи человек, а то и больше, каждый день! В момент, когда раздаёшь прасад, появляется состояние единения с людьми, добрый взгляд в глаза другого и фраза «Намо Нараян!» вызывала улыбку на лице каждого и практически всегда дружеское «Намо Нараян!» в ответ.
Практически все дни праздника мы жили в таком режиме.Ранний утренний подъём, чтобы успеть и быть первым на очереди в душ, затем садхана на крыше, где чистый прохладный воздух наполнял лёгкие и успокаивал ум. По просьбе одного из главных работников мы по утрам к 5 часам шли на кухню, чтобы помочь подготовить всё к завтраку. А кухня тем временем работала практически непрерывно, ведь нужно было накормить несколько тысяч человек завтраком, обедом и ужином. Причём нас удивило разнообразие, которое было в меню этого года. Еда была на самом деле волшебной.
После завтракамы сразу отправлялись на склад, где рассортировывали, укладывали, подсчитывали количество необходимого прасада, в нашу работу также входила организация места раздачи, чтобы всё было красиво и правильно. Бывало, что нам приходилось перетаскивать множество коробок, а порой и тяжёлых. Благо дело напримере индусов мы пользовались самым лучшим способом переноса груза — на голове, когда вес коробки или корзины распространялся равномерно на всё тело. Очень часто можно в Индии встретить как мужчин, так и женщин, несущих на голове по несколько мешков или огромных коробок, корзин, которые иногда превосходят в объеме даже самого несущего.При этом многие женщины могут даже не поддерживать груз руками, а грациозная их походка с совершенно ровной прямой спиной, ведь иначе и не получится, и слегка приподнятым подбородком придаёт женщинам Индии особую красоту. Красоту, которой просто нравится восхищаться. Когда мы подобным же образом перетаскивали коробки, в глазах многих индусов я замечала приветливую улыбку. Большинство индусов всегда с удовольствием воспринимают западных людей, которые стараются перенимать культуру страны, в которой они находятся. Так мне вспомнилась моя первая поездка в Индию, когда я впервые надела пенджаби и получила огромное количество комплиментов от простых прохожих. Индусы — удивительный народ, они все чем-то напоминают детей, они настолько же открытые, непосредственные и очень любознательные.
Помимо традиционных сладостей нам в этом году также довелось раздавать чипсы. Отдельное время заняла их распаковка… и охрана! В числе тех 4 тысяч людей, которым мы ежедневно раздавали прасад, около тысячи — были дети. Половина среди них — маленькие дети! Один маленький ребёнок — это уже слабоконтролируемая сила, но когда их много… это просто цунами! Волна, которая готова снести всё на своём пути. Единственной сдерживающей силой, которую нам дали в помощь, были дети постарше, ребята, которые старались как-то дисциплинировать всю малышню. Но все конечно понимают, что сегодняшние дети постарше — это вчерашние малыши, т.е. то самое цунами, которое накрывало нас. Всё бы ничего, но только нам было распоряжение выдавать по 1 штуке прасада на руки. Порой нам даже требовалась помощь взрослых парней, которые были секьюрити на входе. Индусы верят, и в особенности во время праздника, что как раз в маленьких детях, не достигших полового созревания и проявляется та Божественная сила, которую призывают в течение 4 дней Ягьи, и то невероятное количество энергии, которую они распространяли вовне не даст этому усомниться. В ашраме очень много внимания уделяется детям, очень много работы доверяется им в течении праздника, очень много классов создано для того, чтобы дать им возможность развиваться и заниматься тем, что они сами захотят выбрать. Ашрам делает колоссальную работу в этом плане. Но даже это цунами мы воспринимали с радостью, потому что это еще одна незаменимая часть жизни в ашраме. Вот она, настоящая сева, о которой пишут наши Учителя. Бескорыстное служение с полной самоотдачей. А в таком месте как ашрам, любая работа приятна, потому что есть осознание, что любая работа идет на благо других людей. Пожалуй, я не смогу так же правильно и красиво описать всё то, что даёт сева, но всё это описано в книгах, которые оставили нам Свами Шивананда, Свами Сатьянанда, жизнь которых была ежесекундным примером бескорыстного служения. И находясь в месте, где жили такие святые, где всё внимание людей направлено на это, где каждый день поётся гимн со словами Свами Шивананды — «Служи,Люби,Отдавай» — это опыт, который нужно прожить хотя бы раз, что бы ощутить, как меняются мысли, привычки, как происходит внутреннее преобразование и рост, стоит только отдаться процессу, в котором пребываешь, находясь в ашраме.
В этом году Гуруджи как всегда отдельно уделил внимание Свамиджи, и как всегда нашего Свамиджи хвалили за проделанную работу. В последний день одна из болгарок, с которой мы жили, отметила, что наша казахстанская группа вообще отличается от всех остальных европейцев, приехавших на праздник, командной работой, целостностью, дисциплинированностью. Все эти заслуги мы получили благодаря Свамиджи и его примеру. Пригласив всех наших знакомых к нам на празднование 25-летия Казахстанской Академии Йоги, в последний день мы успели попрощаться с Гуруджи, уезжающим в Мунгер, и к 10 часам утра, уже полностью собранные и с рюкзаками, мы попрощались со знакомыми ашрамитами и вышли за пределы ашрама в поисках рикши.
Та движущаяся штука, которую с трудом можно было назвать рикшей, заводилась только с разбега, и нам не верилось, что она нас довезёт до вокзала. По пути у нас закончился бензин, но находчивый индус, который был нашим водителем, не растерявшись, сбегал куда-то с бутылочкой и на литре бензина мы всё же доехали до вокзала. К нашему удивлению поезд должен был приехать вовремя. Мы быстро сбегали на базарчик, который располагался рядом с вокзалом, накупили фруктов, сухих завтраков и наисвежайшего дахи. Таким образом, в 12 часов мы уже сидели в поезде, который двигался в направлении Дели. На этом наше путешествие подходило к завершению.
Автор: Таттвадарши