Вода — это самая мистическая стихия, ее влияние на нашу жизнь трудно переоценить. Мы рождаемся в воде, состоим из воды, пьем воду, наслаждаемся водой и очень важно поддерживать доброжелательное и уважительное отношение к Воде. Это позволит нам быть ближе к Природе, а значит и к здоровью.
Плавание является одним из видов общения с Природой, делающее нас более совершенными. Детское плавание зародилось в древности, у народов, живущих вблизи воды. В Каире, в музее древнего египетского искусства, хранятся папирусы с изображением плавающих детей, относящиеся ко 2 веку до н.э. То, что мы сейчас называем детским плаванием, было открыто в Австралии госпожой Тимерман в 1939 году. Она брала с собой в бассейн ребенка и увидела, что ребенок буквально расцветает в воде. Это побудило ее, в будущем написать книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию.
Чуть позже появились публикации председателя Всесоюзной Федерации плавания, президента Медицинского комитета Международной Федерации плавания З.П.Фирсова, под общим названием «Плавать раньше, чем ходить». Методика была одобрена Министерством здравоохранения СССР и стала повсеместно внедряться. Она позволяла оздоравливать детей в обыкновенной квартирной ванне, что доступно миллионам людей.
В 1984 году в Париже состоялся международный конгресс «Вода и сознание человека», где в качестве почетного гостя выступал И.Б. Чарковский — ученый, педагог, акушер, психотерапевт, физиолог, автор множества работ по плаванию, моржеванию и закаливанию младенцев. Его питомцы своими результатами поразили весь мир. Рекордсмен мира по подводному плаванию Жак Морель мог погружаться без акваланга на глубину более 100 метров и находиться под водой около 5 минут. Но когда в Московском бассейне он опустился на дно и уселся в позе «лотоса», с ним, любопытства ради, нырнули несколько малышей.
Каково же было удивление, когда вынырнув, он обнаружил, что ребятишки продолжают играть под водой. Парадокс в том, что младенцы нескольких месяцев отроду могут выполнять дыхательные упражнения лучше чемпиона мира по нырянию. И в этом нет ничего удивительного: эти малыши сохранили способность обходиться малым количеством кислорода, которой обладает любой плод в организме матери. Жак Морель десятки лет нарабатывал эту способность упорными тренировками, но достичь уровня младенцев, которые с рождения обучались плаванию и нырянию, ему так и не удалось.
Но это бассейн! Совсем другой была ситуация во время съемок на Черном море. Операторы стояли на берегу, а на волнах раскачивались три человека: мама, папа и их спящая на животе дочь. Годовалая девочка ни разу не глотнула воды, если волна мешала вдоху, она ненадолго опускала голову под воду и потом вдыхала более успешно. Она могла спокойно спать на воде всю ночь, по 6-8 часов. Родители по очереди дежурили в море, охраняя ее сон.
Многие миллионы лет прошли с той поры, когда вода была единственной средой обитания для живых существ. Человек, как и другие млекопитающие, прочно освоил сушу и приспособился к жизни на ней. Но и сейчас на одном из этапов внутриутробного развития у человеческого зародыша появляются органы, которые напоминают органы рыб. Находясь в материнской утробе, ребенок плавает в плацентарной жидкости, причем уже в месячном возрасте делает движения, напоминающие движения пловца-брассиста. Каждый человек пловец от рождения!
В период младенчества дети очень много спят. Физиологи объясняют это торможением, развивающимся в коре головного мозга, в ответ на обилие поступающей информации. В условиях действия силы гравитации дети компенсируют нагрузку расслаблением за счет увеличения количества сна. В результате занятий в воде дети могут воспринимать больше информации, чем их сверстники, так как вода компенсирует гравитацию и
мышечная система отдыхает, а активные движения активизируют клетки головного мозга. С одной стороны, это ведет к уменьшению потребности во сне на 15-30%, что позволяет воспринимать больший объем информации. С другой стороны, тренированная система быстрее и качественнее обрабатывает и усваивает поступающую информацию. Возможно, именно здесь и находятся истоки интеллектуально и умственно продвинутых детей. Вода стимулирует развитие воображения, логики, интеллект, творческие способности.
Плавание — это очень полезный для жизни навык, который способствует укреплению иммунитета ребенка, помогает ему правильно развиваться. Укрепление иммунитета — это единственный и надежный путь к здоровью. Потенциал здоровья, накопленного в первый год жизни, является фундаментом его будущего здоровья.
Занятия в воде ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. В воде снимается нагрузка на позвоночник и формируется правильная осанка. Поскольку вес тела снижается в 7-8 раз, устраняется характерная для новорожденных суставная и мышечная скованность, совершенствуются движения. Активное движение укрепляет кости и предупреждает развитие многих заболеваний, нормализует вес. Укрепляется нервная система, крепче становится сон и глубже расслабление.
Дружба с водой — это также фактор, влияющий на развитие мышления человека, его сознания. Плавание — это формирование ребенка физически зрелого, развитого, выносливого, энергичного и трудолюбивого. Такие дети быстрее приспосабливаются к новым условиям, они более адаптабельные. Плавание, кроме всего прочего, формирует подсознательные программы на умению управлять своей психикой, эмоциями, справляться с внутренними страхами, недугами, такие дети более дружелюбные, доброжелательные, спокойные, контактные, открытые.
Из всех существующих методов воспитания, собственный пример — был и остается самый эффективным и единственно правильным. А самое главное, чему стоит научить детей это самостоятельности. Вода используется в традициях всех народов. В традициях Сатьянанда йоги, здоровью детей, как будущему нации уделяется очень большое значение. У здоровой мамы растут здоровые дети, у больной больные. Прежде чем чему-либо научить ребенка, предстоит серьезная работа над собой, много чему стоит научиться, прежде вырастишь здорового ребенка. Первое препятствие, возникающее на пути у родителей это животные инстинкты, страх за ребенка. Страх это состояние противоположное любви. Бояться и любить одновременно невозможно. Если вы боитесь за человека, вы его не любите. Инстинкт нам часто мешает развиваться, потому что когда включается инстинкт, отключается сознательность. Эти два состояния тоже не могут быть вместе. Сознание это единственное, что отличает человека от животного, и в йоге является самым главным. Плавание это один из способов расширения сознания.